Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́ИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 182

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин

РА́ИЧ (Ам­фи­те­ат­ров) Се­мён Его­ро­вич [1792, с. Вы­со­кое Кром­ско­го у. Ор­лов­ской губ. – 23.10(4.11).1855, Мо­ск­ва], рус. по­эт, пе­ре­во­дчик, жур­на­лист. Из се­мьи свя­щен­ни­ка; брат митр. Ки­ев­ско­го и Га­лиц­ко­го Фи­ла­ре­та (Ам­фи­те­ат­ро­ва). В 1810 окон­чил Ор­лов­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. В 1813 по­сту­пил воль­но­слу­ша­те­лем в Моск. ун-т; в 1822 за­щи­тил ма­ги­стер­скую дис. «Рас­су­ж­де­ние о ди­дак­ти­че­ской по­эзии» (опубл. как пре­ди­сло­вие к пе­ре­ве­дён­ным Р. «Ге­ор­ги­кам» Вер­ги­лия, 1821). С нач. 1810-х гг. – до­маш­ний учи­тель в дво­рян­ских семь­ях (в ча­ст­но­сти, в 1812–19 был на­став­ни­ком Ф. И. Тют­че­ва, ок. 1820–23 – Ан­дрея Н. Му­равь­ё­ва). В 1827–31 пре­по­да­вал в Бла­го­род­ном пан­сио­не при Моск. ун-те, где ор­га­ни­зо­вал лит. кру­жок (сре­ди уче­ни­ков Р. – М. Ю. Лер­мон­тов).

В 1820-е гг. Р. – за­мет­ная фи­гу­ра в лит. жиз­ни Мо­ск­вы. В соз­дан­ное им «Об­ще­ст­во дру­зей» (1822–25) вхо­ди­ли М. А. Дмит­ри­ев, В. Ф. Одо­ев­ский, Му­равь­ёв, С. П. Ше­вы­рёв и мн. др. Был при­вер­жен­цем клас­сич. эс­те­ти­ки, про­па­ган­ди­ро­вал ан­тич­ную лит-ру и итал. по­эзию Воз­ро­ж­де­ния. Са­мый зна­чит. труд Р. – пе­ре­вод по­эмы Т. Тас­со «Ос­во­бо­ж­дён­ный Ие­ру­са­лим» (пол­но­стью из­да­на в 1828), вы­пол­нен­ный 12-сти­шия­ми с че­ре­до­ва­ни­ем 4- и 3-стоп­но­го ям­ба (прин­ци­пы пе­ре­во­да Р. обос­но­вал в ст. «О пе­ре­во­де эпи­чес­ких по­эм Юж­ной Ев­ро­пы и в осо­бен­но­сти италь­ян­ских», 1823). Тем же раз­ме­ром пе­ре­вёл по­эму Л. Арио­сто «Не­ис­то­вый Ро­ланд» (опубл. час­тич­но в 1832–37). Как из­да­тель Р. вы­пус­тил аль­ма­на­хи «Но­вые Ао­ни­ды» (1823) и «Се­вер­ная ли­ра» (1827, совм. с Д. П.  Оз­но­би­ши­ным); в 1829–1830 и 1839–40 из­да­вал еже­не­дель­ный ж. «Га­ла­тея» (где в 1839 вы­шел цикл ста­тей Р. об А. С. Пуш­ки­не). В не­мно­го­чис­лен­ных ори­ги­наль­ных сти­хо­тво­ре­ни­ях Р. пре­об­ла­да­ют идил­лич. и ре­лиг. мо­ти­вы («Виф­ле­ем­ские пас­ты­ри», 1827, и др.). В позд­ние го­ды Р. на­пи­сал боль­шую по­эму, ос­но­ван­ную на ран­не­хри­сти­ан­ских пре­да­ни­ях, – «Аре­та. Ска­за­ние из вре­мён Мар­ка Ав­ре­лия» (ч. 1–2, 1849).

Соч.: [В кн.:] По­эты 1820–1830-х гг. Л., 1972. Т. 2.

Лит.: Ва­цу­ро В. Э. Ли­те­ра­тур­ная шко­ла Лер­мон­то­ва // Лер­мон­тов­ский сбор­ник. Л., 1985; Мер­кин Б. Г. Ар­ха­ист-но­ва­тор: (Не­ко­то­рые осо­бен­но­сти по­эти­че­ской сис­те­мы С. Е. Раи­ча) // Рус­ская фи­ло­ло­гия. Смо­ленск, 1994; Ро­гов К. Ю. К ис­то­рии «мо­с­ков­ско­го ро­ман­тиз­ма»: Кру­жок и об­ще­ст­во С. Е. Раи­ча // Лот­ма­нов­ский сбор­ник. М., 1997. Вып. 2.

Вернуться к началу