ПРУСТ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРУСТ (Proust) Марсель (10.7.1871, Париж – 18.11.1922, там же), франц. писатель. Родился в семье врача. Начал писать стихи и новеллы во время учёбы в лицее Кондорсе (1882–89). В 1890-х гг. учился на юридич. отделении Сорбонны, где посещал лекции А. Бергсона. В 1890-е гг. публиковал статьи о культурной жизни в периодике; в это же время начал сочинять роман о парижском обществе (не завершён, изд. в 1952 под назв. «Жан Сантёй», «Jean Santeuil»). Первая книга – «Утехи и дни» («Les plaisirs et les jours», 1896, с предисл. А. Франса, рус. пер. 1927), включившая стихотворения в прозе, лит. портреты и новеллы. С 1900 публиковал пастиши, пародирующие стиль О. де Бальзака, Г. Флобера, Ш. О. Сент-Бёва, А. де Ренье, братьев Гонкур и др. (изд. в кн. «Пастиши и смеси», «Pastiches et mélanges», 1919); переводил и комментировал эстетич. трактаты Дж. Рёскина, писал лит.-критич. статьи (о Бальзаке, Флобере и др.), а также эссе, в которых выступал против Сент-Бёва и его биографического метода (изд. в 1954 под назв. «Против Сент-Бёва», «Contre Sainte-Beuve»). С 1906 вёл уединённый образ жизни.
Гл. произведение П. – романный цикл из 7 частей «В поисках утраченного времени» («À la recherche du temps perdu»; первоначальное назв. – «Перебои сердца», «Les intermittences du cœur»): «В сторону Свана» («Du côté de chez Swann», 1913), «Под сенью девушек в цвету» («A l’ombre des jeunes filles en fleur», 1919; Гонкуровская пр., 1919), «У Германтов» («Le côté de Guermantes», vol. 1–2, 1920–21), «Содом и Гоморра» («Sodome et Gomorrhe», vol. 1–2, 1921–22), «Пленница» («La prisonnière», 1923), «Беглянка» («La fugitive», 1925), «Обретённое время» («Le temps retrouvé», 1927). В романах рассказчик усилиями «непроизвольной» памяти, анализируя и описывая свой душевный опыт, вызываемый случайными ассоциациями, воссоздаёт давно забытые образы людей и вещей. Цикл представляет собой абсолютно новый тип субъективного повествования, целостность которого, подобно музыке высоко ценимого писателем Р. Вагнера, зиждется на лейтмотивах-реминисценциях, на завязывании метафорич. и метонических связей. Произведение П., сочетающее черты психологич. романа, эпопеи, мемуаров, автобиографии и др., в котором сплавлены влияние рационализма 17 в. и философии интуитивизма, традиции реализма и романтизма, символизма и импрессионизма, в котором психологич. наблюдения соседствуют с филос. рассуждениями, описания природы и произведений искусства – с бытовыми и сатирич. зарисовками, во многом предвосхитило худож. эксперименты 20 в. Проза П. была неоднократно экранизирована: фильмы «Любовь Свана» (1984, реж. Ф. Шлёндорф), «Обретённое время» (1999), «В поисках утраченного времени» (2010) и др.; в 1974 Р. Пети поставил балет «Пруст, или Перебои сердца». На рус. яз. произведения П. переводятся с 1924.