Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРУДЕ́НЦИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 658

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Журбина

ПРУДЕ́НЦИЙ Ав­ре­лий Кле­мент (Pru­den­tius Aurelius Clemens) (348, Кал­ла­гу­рий, Тар­ра­кон­ская пров. – по­сле 405, по не­ко­то­рым дан­ным, 415), лат. хри­сти­ан­ский по­эт. Из ари­сто­кра­тич. се­мьи; изу­чал ри­то­ри­ку, за­ни­мал­ся юрис­пру­ден­ци­ей; два­ж­ды был про­кон­су­лом, за­тем пе­ре­ехал в Рим ко дво­ру имп. Фео­до­сия I. В кон­це жиз­ни уда­лил­ся в мо­на­стырь, где в 405 со­ста­вил со­б­ра­ние сво­их про­из­ве­де­ний. На твор­че­ст­во П. ока­за­ли зна­чит. влия­ние со­чи­не­ния Тер­тул­лиа­на и Ам­вро­сия Ме­дио­лан­ско­го, а так­же по­эзия Го­ра­ция, Вер­ги­лия и Ови­дия. Про­сла­вил­ся гим­на­ми: сб-ки «Ка­те­ме­ри­нон» («Liber Cathemerinon»; в рус. пер. 1890 – «По­все­днев­ные гим­ны»; 2 из 12 гим­нов ис­поль­зу­ют­ся в ка­то­лич. служ­бе и по­ны­не), «Пе­ри­сте­фа­нон» («Liber Pe­ristephanon», в рус. пер. 1890 – «Му­че­ни­че­ские гим­ны», в рус. пер. 2013 – «О вен­цах му­че­ни­ков») – 14 гим­нов пре­им. о рим. и исп. му­че­ни­ках, в т. ч. об апо­столах Пет­ре и Пав­ле, св. Аг­нес­се, св. Ки­приа­не. Ав­тор ди­дак­тич. по­эм «Апо­фе­оз» («Apotheosis») и «Га­мар­ти­ге­ния» («Hamartigenia»; букв. – «Про­ис­хо­ж­де­ние за­блу­ж­де­ния»), в ко­то­рых вы­сту­пил с апо­ло­ги­ей хри­сти­ан­ст­ва; сб. «Дит­то­хей­он» («Dittochaeon»; букв. – «Двой­ной за­вет»), со­дер­жа­ще­го 49 кат­ре­нов-под­пи­сей к изо­бра­же­ни­ям в од­ной из рим. ба­зи­лик, пред­став­ляв­ших сце­ны Вет­хо­го и Но­во­го за­ве­та. По­эма-ин­век­ти­ва в 2 кни­гах «Про­тив Сим­ма­ха» («Libri contra Symmachum») на­прав­ле­на про­тив се­на­то­ра-языч­ни­ка, ко­то­рый стре­мил­ся со­хра­нить не­зыб­ле­мость язы­че­ских куль­тов в Ри­ме. Са­мое из­вест­ное со­чи­не­ние П. – по­эма «Пси­хо­ма­хия» («Psychoma­chia»; букв. – «Борь­ба ду­ши»), в ду­хе «Энеи­ды» Вер­ги­лия пред­став­ляю­щая сра­же­ние, в ко­то­ром пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ные хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли по­бе­ж­да­ют по­ро­ки. Став­шая од­ним из пер­вых об­раз­цов ал­ле­го­рич. по­эмы «Пси­хо­ма­хия» по­ро­ди­ла мно­же­ст­во под­ра­жа­ний (Мар­ци­ан Ка­пел­ла; «Ро­ман о Ро­зе» и др.), ока­зав зна­чит. влия­ние на ис­кус­ст­во Сред­не­ве­ко­вья.

Соч.: Carmina. Turnholti, 1966; [В кн.:] Па­мят­ни­ки сред­не­ве­ко­вой ла­тин­ской ли­те­ра­ту­ры IV–VII вв. М., 1998; Со­чи­не­ния. М., 2012; [В кн.:] По­эты им­пер­ско­го Ри­ма. М., 2013.

Лит.: Цвет­ков П. И. Ав­ре­лий Пру­ден­ций Кле­мент: Ис­сле­до­ва­ние. М., 1890; Gnilka Ch. Studien zur Psychomachie des Prudentius. Wies­baden, 1963; idem. Prudentiana. Münch., 2000–2003. Bd 1–3; Haworth K. R. Deified virtues, demonic vices, and descriptive allegory in Prudentius’ Psychomachia. Amst., 1980; Heinz C. Mehrfache Intertextualität bei Pru­den­tius. Fr./M., 2007; Mastrangelo M. The roman self in late antiquity: Prudentius and the poetics of the soul. Balt., 2008; Sa­li­nero R. G. Infelix iudaea: La polémica antiju­día en el pen­sa­miento histórico-político de Pru­dencio. Madrid; Roma, 2010; Dykes A. Reading sin in the world: The «Hamartigenia» of Prudentius and the vocation of the responsible reader. Camb.; N. Y., 2011.

Вернуться к началу