Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЭ́ЗИЯ И ПРО́ЗА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 234

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПОЭ́ЗИЯ И ПРО́ЗА [греч. ποησις – соз­да­ние, тво­ре­ние, из­го­тов­ле­ние, от ποιέω – соз­да­вать, тво­рить, из­го­тав­ли­вать; лат. prosa, от oratio prosa, букв. – про­стая, не свя­зан­ная (риф­мой) речь], два ос­нов­ных ти­па ор­га­ни­за­ции ху­до­же­ст­вен­ной ре­чи, внеш­не раз­ли­чаю­щие­ся в пер­вую оче­редь строе­ни­ем рит­ма. Ритм по­этич. ре­чи соз­да­ёт­ся от­чёт­ли­вым де­ле­ни­ем на со­из­ме­ри­мые от­рез­ки, в прин­ци­пе не сов­па­даю­щие с син­так­сич. чле­не­ни­ем (см. Стих, Сти­хо­сло­же­ние). Про­за­ич. ху­дож. речь рас­чле­ня­ет­ся на аб­за­цы, пе­рио­ды, пред­ло­же­ния и ко­ло­ны, при­су­щие и обыч­ной ре­чи, но имею­щие оп­ре­де­лён­ную упо­ря­до­чен­ность; ритм про­зы, од­на­ко, – слож­ное и труд­но­уло­ви­мое яв­ле­ние, изу­чен­ное не­дос­та­точ­но. Пер­во­на­чаль­но по­эзи­ей име­но­ва­лось ис­кус­ст­во сло­ва во­об­ще, по­сколь­ку в нём вплоть до Но­во­го вре­ме­ни рез­ко пре­об­ла­да­ли сти­хотв. и близ­кие к по­эзии рит­ми­ко-ин­то­нац. фор­мы. Про­зой же на­зы­ва­ли все не­ху­до­же­ст­вен­ные сло­вес­ные про­из­ве­де­ния: фи­лос., на­уч., пуб­ли­ци­стич., ин­фор­ма­ци­он­ные, ора­тор­ские (в Рос­сии та­кое сло­во­упот­реб­ле­ние гос­под­ство­ва­ло в 18 – нач. 19 вв.).

Ис­кус­ст­во сло­ва в собств. смыс­ле (т. е. уже от­гра­ни­чен­ное от фольк­ло­ра) воз­ни­ка­ет вна­ча­ле в сти­хотв. фор­ме. Стих яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой фор­мой осн. жан­ров ан­тич­но­сти, Сред­не­ве­ко­вья и да­же Воз­ро­ж­де­ния и клас­си­циз­ма – эпич. по­эмы, тра­ге­дии, ко­ме­дии; раз­ные ви­ды ли­ри­ки. Не­обыч­ная ор­га­ни­за­ция ре­чи, при­су­щая сти­ху, удо­сто­ве­ря­ла осо­бую зна­чи­мость и спе­ци­фич. при­ро­ду вы­ска­зы­ва­ния. Са­мо дви­же­ние слов в сти­хе, их взаи­мо­дей­ст­вие и со­пос­тав­ле­ние в ус­ло­ви­ях рит­ма и рифм, от­чёт­ли­вое вы­яв­ле­ние зву­ко­вой сто­ро­ны ре­чи, да­вае­мое сти­хотв. фор­мой, взаи­мо­от­но­ше­ния рит­мич. и син­так­сич. строе­ния – всё это заклю­ча­ет в се­бе не­ис­чер­пае­мые смы­сло­вые воз­мож­но­сти, ко­то­рых про­за, в сущ­но­сти, ли­ше­на.

Ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие про­зы про­исхо­ди­ло в по­сто­ян­ной со­от­не­сён­но­сти с по­эзи­ей. Вплоть до Но­во­го вре­ме­ни про­за раз­ви­ва­лась на пе­ри­фе­рии ли­те­ра­ту­ры, оформ­ляя сме­шан­ные, по­лу­ху­до­же­ст­вен­ные яв­ле­ния пись­мен­но­сти (ис­то­рич. хро­ни­ки, ме­муа­ры, про­по­ве­ди, фи­лос., ре­лиг. со­чи­не­ния и др.) или «низ­кие» жан­ры (фар­сы, ми­мы и др.). Совр. про­за, у ис­то­ков ко­то­рой – итал. но­вел­ла Воз­ро­ж­де­ния, твор­че­ст­во М. де Сер­ван­те­са, Д. Де­фо, А. Пре­во, соз­на­тель­но от­тал­ки­ва­ет­ся от сти­ха как пол­но­цен­ная, су­ве­рен­ная ху­дож. фор­ма, бу­ду­чи при этом, в от­ли­чие от ран­них форм по­эзии и са­мой про­зы, ис­хо­див­ших из уст­но­го бы­то­ва­ния ре­чи, ис­клю­чи­тель­но пись­мен­ным (точ­нее, пе­чат­ным) яв­ле­ни­ем. Ес­ли при сво­ём за­ро­ж­де­нии про­за­ич. речь стре­ми­лась, как и сти­хо­твор­ная, к под­чёрк­ну­той вы­де­лен­но­сти из обыч­ной разг. ре­чи, к сти­ли­стич. ук­ра­шен­но­сти, то в даль­ней­шем её эс­те­тич. кри­те­рия­ми ста­но­вят­ся «ес­те­ст­вен­ность» и «про­сто­та», сле­до­вать ко­то­рым не менее труд­но, чем при соз­да­нии слож­ней­ших форм по­этич. ре­чи. По­это­му не толь­ко ге­не­ти­че­ски, но и с точ­ки зре­ния ти­по­ло­гич. ие­рар­хии «про­сто­та» про­зы не пред­ше­ст­ву­ет по­этич. слож­но­сти, а яв­ля­ет­ся позд­ней­шей соз­на­тель­ной ре­ак­ци­ей на неё. Окон­чат. ут­вер­жде­ние про­зы как за­кон­ной фор­мы ис­кус­ст­ва сло­ва про­ис­хо­дит толь­ко в 18 – нач. 19 вв. В эпо­ху гос­под­ства про­зы по­эзия, ут­ра­чи­вая своё ис­клю­чит. зна­че­ние, не от­ми­ра­ет (а в Рос­сии 1910-х гг. да­же вновь вы­дви­га­ет­ся на аван­сце­ну), но пре­тер­пе­ва­ет глу­бо­кие из­ме­не­ния. В ней от­хо­дят на вто­рой план стро­гие стро­фич. кон­ст­рук­ции: со­нет, рон­до, га­зель и др. и раз­ви­ва­ют­ся бо­лее сво­бод­ные фор­мы – доль­ник, так­то­вик, ак­цент­ный стих, вне­дря­ют­ся разг. ин­то­на­ции и лек­си­ка. Вме­сте с тем для но­во­ев­роп. лит-ры ха­рак­тер­но и пре­одо­ле­ние раз­де­ле­ния на стих и про­зу за счёт соз­да­ния гиб­рид­ных (про­зи­метр), а так­же по­гра­нич­ных (сти­хо­тво­ре­ния в про­зе, рит­ми­зо­ван­ная про­за) форм. С по­яв­ле­ним вер­либ­ра раз­мы­ва­ет­ся и стро­гий мет­рич. кар­кас сти­ха.

На ру­бе­же 19–20 вв. про­ти­во­пос­тав­ле­ние сти­ха и про­зы по­лу­ча­ет тео­ре­тич. под­держ­ку бла­го­да­ря фор­ми­ро­ва­нию сти­хо­ве­де­ния как са­мо­сто­ят. фи­ло­ло­гич. дис­ци­п­ли­ны (ра­бо­ты А. Бе­ло­го, Ю. Н. Ты­ня­но­ва, Б. М. Эй­хен­бау­ма, Р. О. Якоб­со­на и др.), имею­щей сво­ей це­лью изу­че­ние за­ко­но­мер­но­стей сти­хотв. ре­чи.

Лит.: Ви­но­гра­дов В. В. О ху­до­же­ст­вен­ной про­зе. М.; Л., 1930; То­ма­шев­ский Б. В. Тео­рия ли­те­ра­ту­ры: По­эти­ка. 6-е изд. М.; Л., 1931; Beri­ger L. Poesie und Prosa // Deutsche Viertel­jahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geis­tesgeschichte. 1943. Bd 21; Шклов­ский В. Б. Ху­до­же­ст­вен­ная про­за. М., 1961; Kayser W. Das sprachliche Kunstwerk. 12. Aufl. Bern u. a., 1967; Эй­хен­ба­ум Б. М. О по­эзии. Л., 1969; Лот­ман Ю. М. Ана­лиз по­эти­че­ско­го тек­ста. Л., 1972; Гинз­бург Л. Я. О ли­ри­ке. 2-е изд. Л., 1974; По­теб­ня А. А. По­эзия, про­за, сгу­ще­ние мыс­ли. Из за­пи­сок по тео­рии сло­вес­но­сти: (Фраг­мен­ты) // По­теб­ня А. А. Эс­те­ти­ка и по­эти­ка. М., 1976; Гас­па­ров М. Л. По­эзия и про­за – по­эти­ка и ри­то­ри­ка // Ис­то­ри­че­ская по­эти­ка: Ли­те­ра­тур­ные эпо­хи и ти­пы ху­до­же­ст­вен­но­го соз­на­ния. М., 1994; Бо­го­мо­лов Н. А. Сти­хо­твор­ная речь. М., 1995; Ор­лиц­кий Ю. Б. Стих и про­за в рус­ской ли­те­ра­ту­ре. М., 2002; Ты­ня­нов Ю. Н. Про­бле­ма сти­хо­твор­но­го язы­ка. 4-е изд. М., 2006.

Вернуться к началу