Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОПО́В

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 146

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин

ПОПО́В Ми­ха­ил Ива­но­вич (1742, ме­сто ро­ж­де­ния не­изв. – 1781, по др. све­де­ни­ям, ок. 1790, С.-Пе­тер­бург), рус. пи­са­тель, пе­ре­во­дчик. Сын яро­слав­ско­го куп­ца. В 1757–65 ак­тёр При­двор­но­го те­ат­ра в С.-Пе­тер­бур­ге. С 1765 жил в Мо­ск­ве, слу­шал лек­ции в Моск. ун-те; с 1767 слу­жил в Ко­мис­сии для со­став­ле­ния но­во­го Уло­же­ния (чис­лил­ся в од­ном из её ко­ми­те­тов до 1780). В 1769 вер­нул­ся в С.-Пе­тер­бург, со­труд­ни­чал в са­ти­рич. ж. «И то и сьо» М. Д. Чул­ко­ва. Пе­ре­во­дил пье­сы для те­ат­ра (пер­вая пуб­ли­ка­ция в 1765). На­пи­сал так­же ко­ме­дию «От­га­дай и не ска­жу» (опубл. в 1772) и пер­вую рус. ко­ми­че­скую опе­ру «Аню­та» (пост. и опубл. в 1772), в ко­то­рой с доб­ро­душ­ным юмо­ром изо­бра­зил ма­не­ру мыш­ле­ния и ре­чи кре­сть­ян. В кн. «Опи­са­ние сла­вен­ско­го язы­че­ско­го бас­но­сло­вия» (1768) от­час­ти ре­кон­ст­руи­ро­вал (по ле­то­пис­ным ис­точ­ни­кам), а в осн. со­чи­нил древ­нюю слав. ми­фо­ло­гию, пред­на­зна­чая её «боль­ше для сти­хо­твор­цев, не­же­ли для ис­то­ри­ков» (вза­мен ан­тич­ной, об­ще­упот­ре­би­тель­ной в по­эзии клас­си­циз­ма). На псев­до­ис­то­ри­че­ском ма­те­риа­ле на­пи­сан и ро­ман П. «Сла­вен­ские древ­но­сти, или При­клю­че­ния сла­вен­ских кня­зей» (ч. 1–3, 1770–71; 2-е изд. под назв. «Ста­рин­ные ди­ко­вин­ки…», 1778). П. имел ус­пех как ав­тор лю­бов­ных пе­сен (сб. «Пес­ни», 1765; 2-е изд., 1768), в ко­то­рых ис­поль­зо­вал мо­ти­вы нар. песен («Ты бес­сча­ст­ный до­б­рый мо­ло­дец…», «Не го­лу­буш­ка в чис­том по­ле вор­ку­ет…», обе 1772). Поч­ти все со­чи­не­ния П. (кро­ме ро­ма­на) во­шли в его сб. «До­су­ги, или Со­б­ра­ние со­чи­не­ний и пе­ре­во­дов» (ч. 1–2, 1772). Позд­нее П. за­ни­мал­ся ис­клю­чи­тель­но пе­ре­во­да­ми, наи­бо­лее зна­чи­тель­ные из них: про­за­ич. пере­вод по­эмы «Ос­во­бож­дён­ный Ие­ру­са­лим» Т. Тас­со (ч. 1–2, 1772), сде­лан­ный с франц. пе­ре­во­да Ж. Б. де Ми­рабо; сбор­ник вост. ска­зок в об­ра­бот­ке Ф. Пе­ти де ла Круа «Ты­ся­ча и один день» (ч. 1–4, 1778–79); по­ли­тич. трак­тат «Рас­су­ж­де­ние о бла­го­ден­ст­вии об­ще­на­род­ном» Л. А. Му­ра­то­ри (1780). По­с­ле смер­ти П. из­дан со­став­лен­ный им сб. «Рос­сий­ская Эра­та, или Вы­бор наи­луч­ших рус­ских пе­сен...» (ч. 1–3, 1790–92), ку­да во­шли пре­им. нар. пес­ни (час­тич­но от­ре­дак­ти­ро­ван­ные П.), но так­же пес­ни А. П. Су­ма­ро­ко­ва, В. И. Май­ко­ва, Г. Р. Дер­жа­ви­на, са­мо­го П. и др. (все­го 536 пе­сен).

Соч.: [В кн.:] По­эты XVIII в. Л., 1972. Т. 1; Аню­та // Рус­ская дра­ма­тур­гия XVIII в. М., 1986; Ста­рин­ные ди­ко­вин­ки, или Уди­ви­тель­ные при­клю­че­ния сла­вен­ских кня­зей // При­клю­че­ния сла­вян­ских ви­тя­зей: Из рус­ской бел­лет­ри­сти­ки XVIII в. М., 1988.

Лит.: За­па­дов А. В. Ли­те­ра­тор XVIII в. М. По­пов // Уче­ные за­пис­ки Кур­ско­го пе­да­го­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та. 1941. Вып. 1.

Вернуться к началу