Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОПЛА́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 138

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Чагин

ПОПЛА́ВСКИЙ Бо­рис Юлиа­но­вич [24.5 (6.6).1903, Мо­ск­ва – 9.10.1935, Па­риж], рус. пи­са­тель, лит. и ху­дож. кри­тик. Ро­дил­ся в се­мье му­зы­кан­тов. В кон. 1920 эмиг­ри­ро­вал в Кон­стан­ти­но­поль, где вме­сте с В. А. Ду­кель­ским ос­но­вал кон­стан­ти­но­поль­ский «Цех по­этов». С 1921 в Па­ри­же, в 1922–24 в Бер­ли­не. За­ни­мал­ся жи­во­пи­сью в ча­ст­ной ху­дож. ака­де­мии «Ла Гранд-Шомь­ер» (1921), учил­ся на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-те Сор­бон­ны.

Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1920. В эмиг­ра­ции пуб­ли­ко­вал­ся с 1928 в жур­на­лах «Во­ля Рос­сии», «Со­вре­мен­ные за­пис­ки», «Чис­ла», «Зве­но», в газ. «По­след­ние но­во­сти». Един­ст­вен­ный при­жиз­нен­ный сб. сти­хов П. – «Фла­ги» (1931). При­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в лит. жиз­ни рус. за­ру­бе­жья, вы­сту­пая на за­се­да­ни­ях «Зе­лё­ной лам­пы» З. Н. Гип­пи­ус и Д. С. Ме­реж­ков­ско­го, лит. объ­е­ди­не­ния «Ко­че­вье» и др. По­этич. твор­че­ст­во П. бы­ло вы­со­ко оце­не­но круп­ней­ши­ми эмиг­рант­ски­ми кри­ти­ка­ми, в т. ч. Г. В. Ива­но­вым, Г. В. Ада­мо­ви­чем, К. В. Мо­чуль­ским, В. В. Вейд­ле, Ю. К. Те­ра­пиа­но. На­чи­нав­ший как уче­ник рус. фу­ту­ри­стов, П. уже в сер. 1920-х гг. об­ра­тил­ся к сюр­реа­лиз­му. Ис­пы­тал влия­ние франц. по­эзии (его на­зы­ва­ли «рус­ским Рем­бо»), был свя­зан с па­риж­ски­ми шко­ла­ми жи­во­пи­си 1920–30-х гг. По­эзия П., про­ни­зан­ная сим­во­ли­кой и мис­ти­ко-ре­лиг. мо­ти­ва­ми, об­на­ру­жи­ва­ет свою связь с рус. куль­тур­ной тра­ди­ци­ей, с лит-рой Се­реб­ря­но­го ве­ка. В 1926–32 ра­бо­тал над ро­ма­ном «Апол­лон Без­обра­зов» (час­тич­но опубл. в 1930–34, пол­но­стью – в 1992), от­ра­зив­шим опыт эмиг­рант­ской жиз­ни. Ра­бо­та над вто­рой ча­стью за­ду­ман­ной три­ло­гии – ро­ма­ном «До­мой с не­бес» (час­тич­но опубл. в 1936–38; пол­но­стью отд. изд. – 1993) – ве­лась до са­мой смер­ти П. Тре­тья часть – «Апо­ка­лип­сис Те­ре­зы» – ос­та­лась не­за­вер­шён­ной. Су­ще­ст­вен­ной ча­стью лит. на­сле­дия П. ста­ли днев­ни­ки, от­ра­зив­шие его фи­лос., ре­лиг. и твор­че­ские ис­ка­ния.

Соч.: Снеж­ный час. Па­риж, 1936; В вен­ке из вос­ка. Па­риж, 1938; Из днев­ни­ков (1928–1935). Па­риж, 1938; Ди­ри­жабль не­из­вест­но­го на­прав­ле­ния. Па­риж, 1965; Собр. соч. Berk., 1980–1981. Т. 1–3; Под фла­гом звезд­ным. СПб., 1993; Не­из­дан­ное: Днев­ни­ки, ста­тьи, сти­хи, пись­ма. М., 1996; По­ку­ше­ние с не­год­ны­ми сред­ст­ва­ми. М.; Дюс­сель­дорф, 1997; Да­да­фо­ния. М., 1999; Ав­то­ма­ти­че­ские сти­хи. М., 1999; Со­чи­не­ния. СПб., 1999; Ор­фей в аду: Не­из­вест­ные по­эмы, сти­хо­тво­ре­ния и ри­сун­ки. М., 2009.

Лит.: Б. По­плав­ский в оцен­ках и вос­по­ми­нани­ях со­вре­мен­ни­ков. СПб.; Дюс­сель­дорф, 1993; Ме­не­галь­до Е. По­эти­че­ская все­лен­ная Б. По­плав­ско­го. СПб., 2007; Рус­ская ли­те­ра­ту­ра 1920–1930-х гг.: Порт­ре­ты по­этов. М., 2008. Т. 2.

Вернуться к началу