ПОЛИФО́НИ́Я
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛИФО́НИ́Я в литературоведении, понятие, получившее распространение в связи с концепцией полифонич. романа, разработанной М. М. Бахтиным, который заимствовал муз. термин как метафору нового – диалогического – типа худож. мышления, представленного в творчестве Ф. М. Достоевского, где «голоса» автора и героев также «неслиянны» и самоценны, как голоса в полифонич. музыке (кн. «Проблемы творчества Достоевского», 1929; 2-е изд., перераб. и доп., под назв. «Проблемы поэтики Достоевского», 1963). В противоположность субъект-объектному отношению автора к герою традиционного (монологического) романа, в котором, как указывал Бахтин, «самосознание героя является лишь элементом его действительности» и окончат. суждение о герое остаётся за автором, Достоевский утвердил субъект-субъектные отношения – диалогич. принцип «множественности равноправных сознаний с их мирами» и вытекающую из него неподвластность героя завершающей авторской оценке. Герой романа Достоевского – не психологич. субъект, но герой-идеолог, не объектный образ, но «чистый голос», точка зрения на мир: «вся действительность становится элементом его самосознания», и слово автора о герое – это слово о слове, слово о присутствующем, слышащем автора и могущем ему ответить герое. Слово героя дано как «чужое», выпадающее из монологич. авторского кругозора, но не из авторского замысла. Автор (и в этом его радикально новая позиция) всей конструкцией романа говорит не о герое, а с героем, отсюда – принципиальная незавершимость полифонич. романа, невозможность объективации его целого по обычному монологич. типу, которая и становится диалогич. формой завершения романного целого.
Впервые на «многоголосость» романов Ф. М. Достоевского указал Вяч. И. Иванов («Достоевский и роман-трагедия», 1916), определивший их осн. содержание как утверждение чужого «я» в качестве полноценного субъекта («ты еси») и сравнивший метод писателя с «тематическим и контрапунктическим развитием в музыке». С концепцией М. М. Бахтина отчасти перекликаются идея полифонич. диалога, высказанная О. Людвигом в «Этюдах о Шекспире» (1840–65, изд. в 1871), а также мысль А. З. Штейнберга о «симфонической диалектике» романов Достоевского (кн. «Система свободы Достоевского», 1923).
Глубоко связанная с ранними философско-эстетич. взглядами М. М. Бахтина концепция полифонич. романа оказала значит. влияние на гуманитарные науки 2-й пол. 20 в., породив вместе с тем достаточно произвольное употребление термина «П.»; его использование в литературоведении требует дальнейшего осмысления.