Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛИФО́НИ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 703

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Юрченко

ПОЛИФО́НИ́Я в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии, по­ня­тие, по­лу­чив­шее рас­про­стра­не­ние в свя­зи с кон­цеп­ци­ей по­ли­фо­нич. ро­ма­на, раз­ра­бо­тан­ной М. М. Бах­ти­ным, ко­то­рый за­им­ст­во­вал муз. тер­мин как ме­та­фо­ру но­во­го – диа­ло­ги­че­ско­го – ти­па ху­дож. мыш­ле­ния, пред­став­лен­но­го в твор­че­ст­ве Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, где «го­ло­са» ав­то­ра и ге­ро­ев так­же «не­сли­ян­ны» и са­мо­цен­ны, как го­ло­са в по­ли­фо­нич. му­зы­ке (кн. «Про­бле­мы твор­че­ст­ва Дос­то­ев­ско­го», 1929; 2-е изд., пе­ре­раб. и доп., под назв. «Про­бле­мы по­эти­ки Дос­то­ев­ско­го», 1963). В про­ти­во­по­лож­ность субъ­ект-объ­ект­но­му от­но­ше­нию ав­то­ра к ге­рою тра­ди­ци­он­но­го (мо­но­ло­ги­че­ско­го) ро­ма­на, в ко­то­ром, как указывал Бах­тин, «са­мо­соз­на­ние ге­роя яв­ля­ет­ся лишь эле­мен­том его дей­ст­ви­тель­но­сти» и окон­чат. су­ж­де­ние о ге­рое ос­та­ёт­ся за ав­то­ром, Дос­то­ев­ский ут­вер­дил субъ­ект-субъ­ект­ные от­но­ше­ния – диа­ло­гич. прин­цип «мно­же­ст­вен­но­сти рав­но­прав­ных соз­на­ний с их ми­ра­ми» и вы­те­каю­щую из не­го не­под­вла­ст­ность ге­роя за­вер­шаю­щей ав­тор­ской оцен­ке. Ге­рой ро­ма­на Дос­то­ев­ско­го – не пси­хо­ло­гич. субъ­ект, но ге­рой-идео­лог, не объ­ект­ный об­раз, но «чис­тый го­лос», точ­ка зре­ния на мир: «вся дей­ст­ви­тель­ность ста­но­вит­ся эле­мен­том его са­мо­соз­на­ния», и сло­во ав­то­ра о ге­рое – это сло­во о сло­ве, сло­во о при­сут­ст­вую­щем, слы­ша­щем ав­то­ра и мо­гу­щем ему от­ве­тить ге­рое. Сло­во ге­роя да­но как «чу­жое», вы­па­даю­щее из мо­но­ло­гич. ав­тор­ско­го кру­го­зо­ра, но не из ав­тор­ско­го за­мыс­ла. Ав­тор (и в этом его ра­ди­каль­но но­вая по­зи­ция) всей кон­ст­рук­ци­ей ро­ма­на го­во­рит не о ге­рое, а с ге­ро­ем, от­сю­да – прин­ци­пи­аль­ная не­за­вер­ши­мость по­ли­фо­нич. ро­ма­на, не­воз­мож­ность объ­ек­ти­ва­ции его це­ло­го по обыч­но­му мо­но­ло­гич. ти­пу, ко­то­рая и ста­но­вит­ся диа­ло­гич. фор­мой за­вер­ше­ния ро­ман­но­го це­ло­го.

Впер­вые на «мно­го­го­ло­сость» ро­ма­нов Ф. М. Дос­то­ев­ско­го ука­зал Вяч. И. Ива­нов («Дос­то­ев­ский и ро­ман-тра­ге­дия», 1916), оп­ре­де­лив­ший их осн. со­дер­жа­ние как ут­вер­жде­ние чу­жо­го «я» в ка­че­ст­ве пол­но­цен­но­го субъ­ек­та («ты еси») и срав­нив­ший ме­тод пи­са­те­ля с «те­ма­ти­че­ским и кон­тра­пунк­ти­че­ским раз­ви­ти­ем в му­зы­ке». С кон­цеп­ци­ей М. М. Бах­ти­на от­час­ти пе­ре­кли­ка­ют­ся идея по­ли­фо­нич. диа­ло­га, вы­ска­зан­ная О. Люд­ви­гом в «Этю­дах о Шек­спи­ре» (1840–65, изд. в 1871), а так­же мысль А. З. Штейн­бер­га о «сим­фо­ни­ческой диа­лек­ти­ке» ро­ма­нов Дос­то­ев­ско­го (кн. «Сис­те­ма сво­бо­ды Дос­то­ев­ско­го», 1923).

Глу­бо­ко свя­зан­ная с ран­ни­ми фи­ло­соф­ско-эс­те­тич. взгля­да­ми М. М. Бах­ти­на кон­цеп­ция по­ли­фо­нич. ро­ма­на ока­за­ла зна­чит. влия­ние на гу­ма­ни­тар­ные нау­ки 2-й пол. 20 в., по­ро­див вме­сте с тем дос­та­точ­но про­из­воль­ное упот­реб­ле­ние тер­ми­на «П.»; его ис­поль­зо­ва­ние в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии тре­бу­ет даль­ней­ше­го ос­мыс­ле­ния.

Лит.: Holquist M. Dialogism: Bakhtin and his world. L., 1990; Бах­тин­ский сбор­ник / Под ред. В. Л. Мах­ли­на. М., 1990–2004. Вып. 1–5; Morson G. S., Emerson C. M. Bakhtin: crea­tion of a prosaics. Stanford, 1990; Jones M. V. Dostoyevsky after Bakhtin: Readings in Dos­toyevsky’s fantastic realism. Camb., 1990; Reed N. The philosophical roots of polyphony: A Dostoevskian reading // Critical essays on M. Bakhtin / Ed. C. Emerson. N. Y., 1999; Ма­хов А. Е. Musica literaria: Идея сло­вес­ной му­зы­ки в ев­ро­пей­ской по­эти­ке. М., 2005.

Вернуться к началу