ПОЛЕЖА́ЕВ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛЕЖА́ЕВ Александр Иванович [30.8(11.9).1804, с. Рузаевка Инсарского у. Пензенской губ., ныне Ромодановский р-н, Мордовия – 16(28).1.1838, Москва], рус. поэт. Внебрачный сын помещика Л. Н. Струйского; внук Н. Е. Струйского. В 1816–19 воспитывался в частном пансионе Ж. Визара при Моск. губернской гимназии. В 1820–26 учился в Моск. ун-те, диплом которого дал ему право на личное дворянство.
Дебютировал в печати в 1825. В 1825–1826 стихи и переводы П. печатались в университетских изданиях и ж. «Вестник Европы». Поэма «Сашка» (1825, опубл. в 1861), в которой П. травестировал мотивы первой главы пушкинского «Евгения Онегина» и собств. биографии в духе непристойной поэзии И. С. Баркова, с нецензурной лексикой и антиклерикальными выпадами, распространилась в списках и навлекла на П. гонения властей. В сер. 1826, после аудиенции у имп. Николая I, П. был определён унтер-офицером в Бутырский пех. полк. В 1827 за самовольную отлучку (расценена как попытка дезертирства) разжалован в солдаты и лишён личного дворянства; в 1828 за др. проступки 7 мес провёл на гауптвахте. В 1829–33 в составе Моск. полка под началом ген. А. А. Вельяминова участвовал в воен. действиях в Дагестане и Чечне, вернул себе унтер-офицерский чин и дворянство. Перед смертью был произведён в офицеры.
При жизни П. из печати вышли два сборника его стихов – «Стихотворения» (1832) и «Кальян» (1833). В 1832 отдельно были изданы «кавказские» поэмы «Эрепли» и «Чир-Юрт», в которых два сражения рус. войск с Гази-Магомедом изображены с точки зрения рядового участника событий. Сб. «Арфа» (авторское назв. «Разбитая арфа»), включающий поэму на сюжет из римской истории «Кориолан», прошёл через цензуру в 1835, но издан был уже после смерти П. в 1838. Сб. «Часы выздоровления», составленный П. в 1837, вышел в сильно сокращённом цензурой виде в 1842. Последние крупные произведения П. – цикл стихотворений «Венок на гроб Пушкина» (1837, частично опубл. в 1842, полностью – в 1939) и комич. поэма «Царь охоты» (1837, опубл. в 1914).
Поэзия П. отличается преобладанием отрицательных или подчёркнуто «низменных» эмоций и повышенной экспрессивностью образов, иногда нарушавших эстетич. и моральные нормы своего времени. Герой его лирики – чаще всего ожесточённый грешник, преданный «очарованиям Содома» и странствующий по миру «как вампир гробовой». Духовную значительность ему придаёт исключительность переживаемых им страданий, готовность подвергнуться казни. Романтич. мотивы одиночества и узничества предстают у П. как автобиографические, а тираноборч. устремления выражаются в оскорбительных инвективах в адрес царя как своего личного гонителя («Узник», 1828; др. назв. «Арестант»). Стиль П. преим. декламационный, ораторский, лишённый мелодичности и гармонии, свойственных элегич. поэтам. Важное формальное новшество П. – короткая (двустопная) строка, которой написаны многие его стихотворения, в т. ч. сатирические («Четыре нации», 1827). Современники воспринимали П. как маргинального поэта; его лит. слава, почти целиком посмертная, возрастала по мере мифологизации образа П. как жертвы самодержавия.