Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛА́КСИН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 339

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Курилов

ПЛА́КСИН Ва­си­лий Ти­мо­фее­вич [7(18).4.1795, Спас­ский у. Ря­зан­ской губ. – 6(18).2.1869, С.-Пе­тер­бург], рус. ис­то­рик и тео­ре­тик лит-ры, кри­тик; пе­да­гог. Сын сель­ско­го свя­щен­ни­ка. Окон­чил Ря­зан­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию (1816), в 1817 по­сту­пил в Гл. педа­го­гич. ин-т (с 1819 С.-Пе­терб. ун-т), в 1822 от­чис­лен за «не­бла­го­на­дёж­ность»; в 1826 «про­щён» с об­ре­те­ни­ем пра­ва учи­тель­ст­во­вать. В 1827–66 пре­по­да­вал рус. сло­вес­ность в Мор­ском, 1-м и 2-м ка­дет­ских кор­пу­сах, Арт. уч-ще, Тех­но­ло­гич. ин-те, Ака­де­мии ху­до­жеств и др.

С 1829 вы­сту­пал в пе­ча­ти как кри­тик: ст. «Взгляд на со­стоя­ние рус­ской сло­вес­но­сти в по­след­нем пе­рио­де» (1829), «Взгляд на по­след­ние ус­пе­хи рус­ской сло­вес­но­сти 1833 и 1834 гг.» (1835), «Опыт ис­то­рии изящ­ных ис­кусств в Рос­сии» (1844) и др.

П. раз­ра­бо­тал и ввёл в про­грам­му учеб­ных за­ве­де­ний курс ис­то­рии рус. лит-ры, вклю­чив в не­го так­же твор­че­ст­во со­времен­ных ему пи­са­те­лей – А. С. Пуш­ки­на, М. Ю. Лер­мон­то­ва, Н. В. Го­го­ля, А. В. Коль­цо­ва и др.: «Крат­кий курс сло­вес­но­сти, при­спо­соб­лен­ный к про­заи­че­ским со­чи­не­ни­ям» (1832), «Ру­ко­во­дство к по­зна­нию ис­то­рии ли­те­ра­ту­ры» (1833; до­ра­бо­тан­ное и рас­ши­рен­ное изд. под назв. «Ру­ко­во­дство к изу­че­нию ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры», 1846), «Учеб­ный курс сло­вес­но­сти…» (т. 1–2, 1843–44). Вы­сту­пил с кри­ти­кой ис­то­ри­ко-лит. кон­цеп­ции Н. И. Гре­ча, от­ме­тив, что не все­гда «ис­то­рия гра­ж­дан­ст­ва со­глас­но идёт с ис­то­ри­ею ли­те­ра­ту­ры», и пер­вым об­ра­тил вни­ма­ние на не­об­хо­ди­мость изу­че­ния ли­те­ра­ту­ры не­за­ви­си­мо от по­ли­тич. эпох и со­бы­тий. Вы­де­лял в ис­то­рии рус. лит-ры пе­рио­ды гос­под­ства «учё­но-бо­го­слов­ско­го» на­прав­ле­ния (17 в.), «лож­но­клас­си­че­ско­го» (18 в.) и вы­тес­нив­ше­го его ро­ман­тиз­ма (нач. 19 в.). Раз­ви­вал по­ня­тие о ро­ман­тиз­ме как про­яв­ле­нии са­мо­быт­но­сти и на­род­но­сти в лит-ре («О на­род­но­сти в изящ­ных ис­кус­ст­вах и пре­иму­ще­ст­вен­но в сло­вес­но­сти», 1835).

Вернуться к началу