ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ Пётр Алексеевич [24.3 (4.4).1760, Москва – 18(30).10.1812, с. Ханенево Бежецкого у. Тверской губ.], рус. драматург, актёр. Сын купца, брат В. А. Плавильщикова. Окончил Моск. ун-т (1779). С 1779 актёр имп. театров в С.-Петербурге (Правдин – «Недоросль» Д. И. Фонвизина, Оскольд – «Семира» А. П. Сумарокова, Пигмалион – «Пигмалион» Ж. Ж. Руссо и др.). С 1787 инспектор рос. труппы, с 1791 её руководитель. В 1793 вернулся в Москву. Играл на сцене Петровского театра (см. Медокса театр) (среди ролей: Добросердов – «Отец семейства» Н. Н. Сандунова, Тит – «Титово милосердие» Я. Б. Княжнина, Зопир – «Магомет» Вольтера); руководил домашними театрами кн. П. М. Волконского, кн. А. Н. Дурасова и гр. Н. П. Шереметева, учил декламации воспитанников Благородного пансиона при Моск. ун-те. Как литератор и драматург выступал с нач. 1780-х гг. С мая по сент. 1782 издавал ж. «Утра»; в 1792 ж. «Зритель» (совм. с И. А. Крыловым и А. И. Клушиным). Автор двух классицистич. стихотв. трагедий [«Тахмас Кулыхан», пост. в 1785; «Рюрик», пост. в 1794 (по др. сведениям, в 1791, под назв. «Всеслав»); обе опубл. в 1816], сходных с трагедиями А. П. Сумарокова по форме и проблематике (взаимоотношения подданных и монарха, пределы его власти и т. п.). В позднейшей трагедии в прозе «Ермак, покоритель Сибири» (пост. в 1804, опубл. в 1806) П. отступил от принципов классицизма, сделав акцент на зрелищности и усилив мелодраматич. эффекты. В комедиографии разрабатывал новые жанры слёзной комедии и мещанской драмы («Граф Вальтрон, или Воинская справедливость», пост. в 1800, опубл. в 1816; «Исправление, или Добрые родственники», пост. в 1785, опубл. в 2002), а также бытовой комедии из жизни крестьян («Бобыль», пост. в 1790, опубл. в 1792) и купечества («Сиделец», пост. в 1803, опубл. в 1807). Особенным успехом пользовались одноактные комедии П. «Мельник и Сбитенщик – соперники» (пост. в 1789, опубл. в 1793) и «Сговор Кутейкина» (опубл. в 1799), в которых действовали хорошо знакомые зрителям герои пьес А. О. Аблесимова, Я. Б. Княжнина и Д. И. Фонвизина. В своих теоретич. статьях – «Театр» (1792) и «Рассуждение о зрелищах Древней Греции» (соч. 1811, опубл. в 1816) – П. доказывал обществ. значимость театра и требовал от него «естественности» и нац. своеобразия.