ПИЮ́Т
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИЮ́Т (פיןט, от греч. ποιητής – творец), иудейская литургич. поэзия на иврите. Традиция сочинения песнопений, дополняющих синагогальную молитву и церемонии жизненного цикла (обрезание, свадьба и др.), возникла в Палестине в 3–5 вв. (период т. н. анонимных, или доклассических, П.). Для раннего П. характерно отсутствие рифмы, использование алфавитного акростиха, параллелизма и усложнённых эпитетов. В классич. период (6–8 вв.; Яннай, Э. Калир и др.) особое значение приобретает фигура автора, чаще всего отражённая в именном акростихе, а также словотворчество и сложные аллюзии на мидраши. Разновидности доклассического и классического П. отражают его связь с синагогальным ритуалом. С 9–10 вв. самостоят. школы синагогальной поэзии возникают за пределами Палестины: на Ближнем Востоке, в Италии, Франции и Германии. С 10 в. важнейшим центром ср.-век. П. стала Испания, во многом благодаря влиянию развивавшейся там светской поэзии на иврите. Для религ. гимнов евр. поэтов Испании (Соломон ибн Гебироль, Иегуда Галеви и др.) характерны использование чистого библейского иврита и личная интонация. После изгнания евреев из Испании (1492) сефардская (от Сефарад – евр. назв. Испании) литургич. поэзия продолжала развиваться в общинах изгнанников в Сев. Африке, странах Ближнего Востока, Йемене. Новый этап в эволюции П. связан с расцветом в 16–17 вв. мистич. П., возникшего в кругу каббалистов Цфата (Исраэль бен Моше Наджара и др.). В дальнейшем П. получил широкое географич. распространение (практически все евр. общины мира, а также их представители в гос-ве Израиль), а сферой его применения стал не только синагогальный ритуал, но и любые значимые события в жизни индивида, семьи или общины.