Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИЮ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 313

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Г. Парижский

ПИЮ́Т (פיןט, от греч. ποιητής – тво­рец), иу­дей­ская ли­тур­гич. по­эзия на ив­ри­те. Тра­ди­ция со­чи­не­ния пес­но­пе­ний, до­пол­няю­щих си­на­го­галь­ную мо­лит­ву и це­ремо­нии жиз­нен­но­го цик­ла (об­ре­за­ние, свадь­ба и др.), воз­ник­ла в Па­ле­сти­не в 3–5 вв. (пе­ри­од т. н. ано­ним­ных, или до­клас­си­че­ских, П.). Для ран­не­го П. ха­рак­тер­но от­сут­ст­вие риф­мы, ис­поль­зо­ва­ние ал­фа­вит­но­го ак­ро­сти­ха, па­рал­ле­лиз­ма и ус­лож­нён­ных эпи­те­тов. В клас­сич. пе­ри­од (6–8 вв.; Ян­най, Э. Ка­лир и др.) осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет фи­гу­ра ав­то­ра, ча­ще все­го от­ра­жён­ная в имен­ном ак­ро­сти­хе, а так­же сло­во­твор­че­ст­во и слож­ные ал­лю­зии на мид­ра­ши. Раз­но­вид­но­сти до­клас­си­че­ско­го и клас­си­че­ско­го П. от­ра­жа­ют его связь с си­на­го­галь­ным ри­туа­лом. С 9–10 вв. са­мо­сто­ят. шко­лы си­на­го­галь­ной по­эзии воз­ни­ка­ют за пре­де­ла­ми Па­ле­сти­ны: на Ближ­нем Вос­то­ке, в Ита­лии, Фран­ции и Гер­ма­нии. С 10 в. важ­ней­шим цен­тром ср.-век. П. ста­ла Ис­па­ния, во мно­гом бла­го­да­ря влия­нию раз­ви­вав­шей­ся там свет­ской по­эзии на ив­ри­те. Для ре­лиг. гим­нов евр. по­этов Ис­па­нии (Со­ло­мон ибн Ге­би­роль, Ие­гу­да Га­ле­ви и др.) ха­рак­тер­ны ис­поль­зо­ва­ние чис­то­го биб­лей­ско­го ив­ри­та и лич­ная ин­то­на­ция. По­сле из­гна­ния ев­ре­ев из Ис­па­нии (1492) се­фард­ская (от Се­фа­рад – евр. назв. Ис­па­нии) ли­тур­гич. по­эзия про­дол­жа­ла раз­ви­вать­ся в об­щи­нах из­гнан­ни­ков в Сев. Аф­ри­ке, стра­нах Ближ­не­го Вос­то­ка, Йе­ме­не. Но­вый этап в эво­лю­ции П. свя­зан с рас­цве­том в 16–17 вв. мис­тич. П., воз­ник­ше­го в кру­гу каб­ба­ли­стов Цфа­та (Ис­ра­эль бен Мо­ше Над­жа­ра и др.). В даль­ней­шем П. по­лу­чил ши­ро­кое гео­гра­фич. рас­про­стра­не­ние (прак­ти­че­ски все евр. об­щи­ны ми­ра, а так­же их пред­ста­ви­те­ли в гос-ве Из­ра­иль), а сфе­рой его при­ме­не­ния стал не толь­ко си­на­го­галь­ный ри­ту­ал, но и лю­бые зна­чи­мые со­бы­тия в жиз­ни ин­ди­ви­да, се­мьи или об­щи­ны.

Изд.: The Poetry of Kabbalah: mystical verse from the Jewish tradition. New Haven, 2012.

Лит.: Weinberger L. J. Jewish hymnography: a literary history. Oxf., 2000; Lieber L. S. Yannai on Genesis: an invitation to piyyut. Cincinnati, 2010.

Вернуться к началу