ПИ́СЕМСКИЙ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИ́СЕМСКИЙ Алексей Феофилактович [10(22).3.1820, по др. сведениям, 11(23).3.1821, с. Раменье Чухломского у. Костромской губ. – 21.1(2.2).1881, Москва], рус. писатель. Из старинного, но оскудевшего дворянского рода. В 1840–44 учился на математич. отделении филос. ф-та Моск. ун-та. С 1845 (с перерывами) на гос. службе в Костроме, Москве, С.-Петербурге; в 1872 вышел в отставку в чине надв. сов. В 1857–63 редактировал ж. «Библиотека для чтения» (до 1860 совм. с А. В. Дружининым).
Дебютировал в печати в 1848 (рассказ «Нина», с сокращениями). Роман «Боярщина» (первоначальное назв. «Виновата ли она?») о положении женщины в обществе, написанный в духе натуральной школы в 1846 и отданный в ж. «Отечественные записки», был запрещён цензурой и вышел только в 1858. Испытал влияние творчества Н. В. Гоголя, восприняв однако лишь его обличит. пафос. В центре внимания П. – быт и нравы рус. провинции в её неприглядной повседневности. Успех принесла повесть «Тюфяк» (1850), раскрывающая глубокую драму жизни ничем не примечательных людей, в которой проявились характерные для всего дальнейшего творчества П. беспощадная трезвость тона и ориентация исключительно на здравый смысл. Презрением к подлости нравов образованного сословия отмечены повести из жизни провинц. чиновничества и дворянства: «Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына. Брак по страсти» (1851), «M-r Батманов» (1852), «Фанфарон» (1854) и др.; комедии «Ипохондрик» (1852), «Раздел» (1853, пост. в 1874). Галерея колоритных нар. характеров, увиденных беспристрастным взглядом, чуждым идеализации, сентиментальности и дидактизма (типичных для произведений о крестьянстве современников П.), создана в рассказах «Питерщик» (1852), «Леший» (1853), «Плотничья артель» (1855) (вошли в сб. «Очерки из крестьянского быта», 1856), а также в повестях «Старая барыня» (1857), «Старческий грех», рассказе «Батька» (оба произведения 1861). Гл. произведение П. – роман «Тысяча душ» (1858) о практицизме, подавляющем в человеке его лучшие душевные качества. Неверием в эффективность крестьянской реформы и преобразоват. устремления демократически настроенной интеллигенции проникнут антинигилистический роман «Взбаламученное море» (1863) – первый образец жанра. Из драматургич. произведений П. наибольшую известность снискала драма из нар. жизни «Горькая судьбина» (1859, пост. в 1863). Популярностью пользовались также антикапиталистич. пьесы «Ваал», «Подкопы» («Хищники», обе 1873), «Просвещённое время» (1875), «Финансовый гений» (1876). Для близких эстетике натурализма, пронизанных скепсисом и иронией произведений П. характерны занимательность и динамичность повествования, живость диалогов и верность в передаче простонародной речи.
Среди др. произведений: историч. драмы «Самоуправцы» (1865, опубл. в 1867), «Поручик Гладков» (1867), «Милославские и Нарышкины» (опубл. в 1886); романы «Богатый жених» (1851–52), «Люди сороковых годов» (1869), «В водовороте» (1871), «Мещане» (1877), «Масоны» (1880); цикл рассказов «Русские лгуны» (1865); путевые очерки; фельетоны; лит. критика.