Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИ́СЕМСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 271

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Юрченко

ПИ́СЕМСКИЙ Алек­сей Фео­фи­лак­то­вич [10(22).3.1820, по др. све­де­ни­ям, 11(23).3.1821, с. Ра­ме­нье Чух­лом­ско­го у. Ко­ст­ром­ской губ. – 21.1(2.2).1881, Мо­ск­ва], рус. пи­са­тель. Из ста­рин­но­го, но ос­ку­дев­ше­го дво­рян­ско­го ро­да. В 1840–44 учил­ся на ма­те­ма­тич. от­де­ле­нии фи­лос. ф-та Моск. ун-та. С 1845 (с пе­ре­ры­ва­ми) на гос. служ­бе в Ко­ст­ро­ме, Мо­ск­ве, С.-Пе­тер­бур­ге; в 1872 вы­шел в от­став­ку в чи­не надв. сов. В 1857–63 ре­дак­ти­ро­вал ж. «Биб­лио­те­ка для чте­ния» (до 1860 совм. с А. В. Дру­жи­ни­ным).

Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти в 1848 (рас­сказ «Ни­на», с со­кра­ще­ния­ми). Ро­ман «Бо­яр­щи­на» (пер­во­на­чаль­ное назв. «Ви­но­ва­та ли она?») о по­ло­же­нии жен­щи­ны в об­ще­ст­ве, на­пи­сан­ный в ду­хе на­ту­раль­ной шко­лы в 1846 и от­дан­ный в ж. «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки», был за­пре­щён цен­зу­рой и вы­шел толь­ко в 1858. Ис­пы­тал влия­ние твор­че­ст­ва Н. В. Го­го­ля, вос­при­няв од­на­ко лишь его об­ли­чит. па­фос. В цен­тре вни­ма­ния П. – быт и нра­вы рус. про­вин­ции в её не­при­гляд­ной по­все­днев­но­сти. Ус­пех при­нес­ла по­весть «Тю­фяк» (1850), рас­кры­ваю­щая глу­бо­кую дра­му жиз­ни ни­чем не при­ме­ча­тель­ных лю­дей, в ко­то­рой про­яви­лись ха­рак­тер­ные для все­го даль­ней­ше­го твор­че­ст­ва П. бес­по­щад­ная трез­вость то­на и ори­ен­та­ция ис­клю­чи­тель­но на здра­вый смысл. Пре­зре­ни­ем к под­лос­ти нра­вов об­ра­зо­ван­но­го со­сло­вия от­ме­че­ны по­вес­ти из жиз­ни про­винц. чи­нов­ни­че­ст­ва и дво­рян­ст­ва: «Сер­гей Пет­ро­вич Хо­за­ров и Ма­ри Сту­пи­цы­на. Брак по стра­сти» (1851), «M-r Бат­ма­нов» (1852), «Фан­фа­рон» (1854) и др.; ко­ме­дии «Ипо­хон­д­рик» (1852), «Раз­дел» (1853, пост. в 1874). Га­ле­рея ко­ло­рит­ных нар. ха­рак­те­ров, уви­ден­ных бес­при­стра­ст­ным взгля­дом, чу­ж­дым иде­а­ли­за­ции, сен­ти­мен­таль­но­сти и ди­дак­тиз­ма (ти­пич­ных для про­из­ве­де­ний о кре­сть­ян­ст­ве со­вре­мен­ни­ков П.), со­з­да­на в рас­ска­зах «Пи­тер­щик» (1852), «Ле­ший» (1853), «Плот­ни­чья ар­тель» (1855) (во­шли в сб. «Очер­ки из кре­сть­ян­ско­го бы­та», 1856), а так­же в по­вес­тях «Ста­рая ба­ры­ня» (1857), «Стар­ческий грех», рас­ска­зе «Бать­ка» (оба произведения 1861). Гл. про­из­ве­де­ние П. – ро­ман «Ты­ся­ча душ» (1858) о прак­ти­циз­ме, по­дав­ляю­щем в че­ло­ве­ке его луч­шие ду­шев­ные ка­че­ст­ва. Не­ве­ри­ем в эф­фек­тив­ность кре­сть­ян­ской ре­фор­мы и пре­об­ра­зо­ват. уст­рем­ле­ния де­мо­кра­ти­че­ски на­стро­ен­ной ин­тел­ли­ген­ции про­ник­нут ан­ти­ни­ги­ли­сти­че­ский ро­ман «Взба­ла­му­чен­ное мо­ре» (1863) – пер­вый об­ра­зец жан­ра. Из дра­ма­тур­гич. про­из­ве­де­ний П. наи­боль­шую из­вест­ность сни­ска­ла дра­ма из нар. жиз­ни «Горь­кая судь­би­на» (1859, пост. в 1863). По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись так­же ан­ти­ка­пи­та­ли­стич. пье­сы «Ва­ал», «Под­ко­пы» («Хищ­ни­ки», обе 1873), «Про­све­щён­ное вре­мя» (1875), «Фи­нан­со­вый ге­ний» (1876). Для близ­ких эс­те­ти­ке на­ту­ра­лиз­ма, про­ни­зан­ных скеп­си­сом и иро­ни­ей про­из­ве­де­ний П. ха­рак­тер­ны за­ни­ма­тель­ность и ди­на­мич­ность по­ве­ст­во­ва­ния, жи­вость диа­ло­гов и вер­ность в пе­ре­да­че про­сто­на­род­ной ре­чи.

Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: ис­то­рич. дра­мы «Са­мо­управ­цы» (1865, опубл. в 1867), «По­ру­чик Глад­ков» (1867), «Ми­ло­слав­ские и На­рыш­ки­ны» (опубл. в 1886); ро­ма­ны «Бо­га­тый же­них» (1851–52), «Лю­ди со­ро­ко­вых го­дов» (1869), «В во­до­во­ро­те» (1871), «Ме­ща­не» (1877), «Ма­со­ны» (1880); цикл рас­ска­зов «Рус­ские лгу­ны» (1865); пу­те­вые очер­ки; фель­е­то­ны; лит. кри­ти­ка.

Соч.: Со­чи­не­ния. СПб., 1861–1867. Т. 1–4; Ко­ме­дии, дра­мы и тра­ге­дии. М., 1874. Ч. 1–2; Полн. собр. соч. 2-е изд. СПб.; М., 1895–1896. Т. 1–24; Полн. собр. соч. 3-е изд. СПб., 1910–1911. Т. 1–8; Собр. соч. М., 1959. Т. 1–9; Собр. соч. М., 1982–1984. Т. 1–5.

Лит.: Ере­мин М. П. А. Ф. Пи­сем­ский. М., 1956; Brown D. Pisemskij: the aesthetics of scepticism. The Hague, 1963; Пус­то­войт П. Г. А. Ф. Пи­сем­ский в ис­то­рии рус­ско­го ро­ма­на. М., 1969; Moser C. A. Pisemsky, a provincial realist. Camb.(Mass.), 1969; Ан­нин­ский Л. А. Три ере­ти­ка. М., 1988; Си­ня­ко­ва Л. Н. Че­ло­век в про­зе А. Ф. Пи­сем­ско­го 1850-х г.: кон­цеп­ция ха­рак­те­ра и прин­ци­пы изо­бра­же­ния. Но­во­сиб., 2006; она же. Кон­цеп­ция че­ло­ве­ка в ро­ма­нах А. Ф. Пи­сем­ско­го 1860–1870-х гг. Но­во­сиб., 2007.

Вернуться к началу