ПИРАНДЕ́ЛЛО
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИРАНДЕ́ЛЛО (Pirandello) Луиджи (28.6.1867, Джирдженти, ныне Агридженто, Сицилия – 10.12.1936, Рим), итал. писатель. Окончил Боннский ун-т (1891); преподавал итал. язык в Высшем учительском женском ин-те в Риме (1897–1922). Дебютировал как поэт: сб. «Радостная боль» («Mal giocondo», 1889). С 1892 поселился в Риме; сблизился с Л. Капуаной, по совету которого написал своё первое прозаич. сочинение – роман «Отвергнутая» («Esclusa», 1893, опубл. в 1901, рус. пер. 1928), в котором традиции веризма сочетаются с характерной для дальнейшего творчества П. темой абсурдности социальных предрассудков и относительности обществ. морали. В 1894 вышел первый сб. новелл «Любовь без любви» («Amori senza amore», 1894). Широкую известность П. принёс роман «Покойный Маттиа Паскаль» («Il fu Mattia Pascal», 1904, рус. пер. 1926; трижды экранизирован, в т. ч. М. Л’Эрбье с И. И. Мозжухиным в гл. роли – 1925), центр. темы которого – соотношение «маски» и «лица», трагич. столкновение иллюзии и реальности. В теоретич. эссе «Юморизм» («L’umorismo», 1908) гл. принципом своей поэтики П. назвал «чувство противоположного», где смех соседствует с горьким сочувствием к его объекту. Мотивы несоответствия рутинного существования героев их внутр. сущности, противостояния вечно меняющейся жизни и мёртвой формы нашли отражение и в новеллах П.: «Нотариус Боббио и молитва Пресвятой Деве» («L’Ave Maria di Bobbio», 1912, рус. пер. 1983), «Ловушка» («La trappola», 1912, рус. пер. 1983), «Чаула открывает луну» («Ciàula scopre la luna», 1912, рус. пер. 2006) и др. Среди ранних драматургич. опытов – одноактные пьесы «Тиски» [«La morsa», 1910; ранее опубл. под назв. «Эпилог» («L’epilogo», 1898)] и «Сицилийские лимоны» («Lumie di Sicilia», 1911); пьесы на сицилийском диалекте: «Подумай, Джакомино!» («Pensaci, Giacominu!», пост. в 1916, итал. пер. опубл. в 1917), «Лиола» («Liolà», пост. в 1916, опубл. в 1916, рус. пер. 1960), «Глиняный кувшин» («’Agiarra», пост. в 1917, итал. пер. 1925; вольная экранизация И. М. Квирикадзе под назв. «Кувшин» – 1970). Комич. гротеск отличает пьесы «Это так (если вам так кажется)» [«Cosi è (se vi pare)», пост. в 1917, опубл. в 1918, рус. пер. 1932], «Наслаждение добродетели» («Il piacere dell’ onestà», пост. в 1917, опубл. в 1918, рус. пер. 1960). Всемирную известность П. принесли драмы 1920-х гг., в первую очередь пьеса «Шесть персонажей в поисках автора» («Sei personaggi in cerca d’autore», 1921, рус. пер. 1923), в которой нашли отражение всепобеждающая трагич. ирония, идея автономности бытия персонажей, критика иллюзорности иск-ва. Пьеса, сочетающая в себе неск. планов: драму (история персонажей), комедию (попытка инсценировать эту драму в социально-бытовом ключе), а также развивающуюся на грани трагедии и абсурда внутр. конфликтную ситуацию невозможности наделить смыслом происходящее с персонажами, открывает трилогию «театра в театре» («drammi da fare»), включившую также пьесы «Каждый по-своему» («Ciascuno a suo modo», 1924, рус. пер. 1932) и «Сегодня мы импровизируем» («Questa sera si recita a soggetto», 1930, рус. пер. 1932). В 1924 вступил в фашистскую партию, стремясь получить финансовую поддержку для своей труппы «Театро д’Арте» (1924–28). В произведениях позднего П., наряду с элементами поэтики экспрессионизма, возникают характерные для сюрреализма иррациональность и сновиденч. атмосфера: мифологич. драмы «Новая колония» («La nuova colonia», 1928), «Лазарь» («Lazzaro», 1929) и «Горные великаны» («I giganti della montagna», ок. 1933); новеллы «Однажды вечером, цветок герани» («Di sera un geranio», 1934, рус. пер. 1983); роман «Кто-то, никто, сто тысяч» («Uno, nessuno e centomila», 1926, рус. пер. 1983). Среди др. сочинений: романы «Очередь» («Ilturno», 1895, опубл. в 1902), «Записки кинооператора Серафино Губбьо» («Quaderni di Serafino Gubbio operatore», 1925, рус. пер. 2011); драмы «Генрих IV» («Enrico IV», 1922, рус. пер. 1932, экранизация М. Беллокьо – 1984), «Обнажённые одеваются» («Vestire gli ignudi», 1922, рус. пер. 1932) и «Какой ты меня хочешь» («Come tu mi vuoi», 1930; экранизация Дж. Фицмориса с Г. Гарбо в гл. роли – 1932).
Нобелевская пр. (1934).