Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИРАНДЕ́ЛЛО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 242

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Лесневская
Л. Пиранделло. Фото 1926(?).

ПИРАНДЕ́ЛЛО (Pirandello) Лу­ид­жи (28.6.1867, Джирд­жен­ти, ны­не Аг­рид­жен­то, Си­ци­лия – 10.12.1936, Рим), итал. пи­са­тель. Окон­чил Бонн­ский ун-т (1891); пре­по­да­вал итал. язык в Выс­шем учи­тель­ском жен­ском ин-те в Ри­ме (1897–1922). Де­бю­ти­ро­вал как по­эт: сб. «Ра­до­ст­ная боль» («Mal giocondo», 1889). С 1892 по­се­лил­ся в Ри­ме; сбли­зил­ся с Л. Ка­пуа­ной, по со­ве­ту ко­то­ро­го на­пи­сал своё пер­вое про­за­ич. со­чи­не­ние – ро­ман «От­верг­ну­тая» («Esclusa», 1893, опубл. в 1901, рус. пер. 1928), в ко­то­ром тра­ди­ции ве­риз­ма со­че­та­ют­ся с ха­рак­тер­ной для даль­ней­ше­го твор­че­ст­ва П. те­мой аб­сурд­но­сти со­ци­аль­ных пред­рас­суд­ков и от­но­си­тель­но­сти об­ществ. мо­ра­ли. В 1894 вы­шел пер­вый сб. но­велл «Лю­бовь без люб­ви» («Amori senza amore», 1894). Ши­ро­кую из­вест­ность П. при­нёс ро­ман «По­кой­ный Мат­тиа Пас­каль» («Il fu Mattia Pascal», 1904, рус. пер. 1926; три­ж­ды эк­ра­ни­зи­ро­ван, в т. ч. М. Л’Эрбье с И. И. Моз­жу­хи­ным в гл. ро­ли – 1925), центр. те­мы ко­то­ро­го – со­от­но­ше­ние «мас­ки» и «ли­ца», тра­гич. столк­но­ве­ние ил­лю­зии и ре­аль­но­сти. В тео­ре­тич. эс­се «Юмо­ризм» («L’umo­rismo», 1908) гл. прин­ци­пом сво­ей по­эти­ки П. на­звал «чув­ст­во про­ти­во­по­лож­но­го», где смех со­сед­ст­ву­ет с горь­ким со­чув­ст­ви­ем к его объ­ек­ту. Мо­ти­вы не­со­от­вет­ст­вия ру­тин­но­го су­ще­ст­во­ва­ния ге­ро­ев их внутр. сущ­но­сти, про­ти­во­стоя­ния веч­но ме­няю­щей­ся жиз­ни и мёрт­вой фор­мы на­шли от­ра­же­ние и в но­вел­лах П.: «Но­та­ри­ус Боб­био и мо­лит­ва Пре­свя­той Де­ве» («L’Ave Maria di Bobbio», 1912, рус. пер. 1983), «Ло­вуш­ка» («La trappola», 1912, рус. пер. 1983), «Чау­ла от­кры­ва­ет лу­ну» («Ciàula scopre la lu­na», 1912, рус. пер. 2006) и др. Сре­ди ран­них дра­ма­тур­гич. опы­тов – од­но­акт­ные пье­сы «Тис­ки» [«La morsa», 1910; ра­нее опубл. под назв. «Эпи­лог» («L’epilo­go», 1898)] и «Си­ци­лий­ские ли­мо­ны» («Lu­mie di Sicilia», 1911); пье­сы на си­ци­лий­ском диа­лек­те: «По­ду­май, Джа­ко­ми­но!» («Pensaci, Giacominu!», пост. в 1916, итал. пер. опубл. в 1917), «Лио­ла» («Li­olà», пост. в 1916, опубл. в 1916, рус. пер. 1960), «Гли­ня­ный кув­шин» («’Agiar­ra», пост. в 1917, итал. пер. 1925; воль­ная эк­ра­ни­за­ция И. М. Кви­ри­кад­зе под назв. «Кув­шин» – 1970). Ко­мич. гро­теск от­ли­ча­ет пье­сы «Это так (ес­ли вам так ка­жет­ся)» [«Cosi è (se vi pare)», пост. в 1917, опубл. в 1918, рус. пер. 1932], «На­сла­ж­де­ние доб­ро­де­те­ли» («Il piacere dell’ onestà», пост. в 1917, опубл. в 1918, рус. пер. 1960). Все­мир­ную из­вест­ность П. при­нес­ли дра­мы 1920-х гг., в пер­вую оче­редь пье­са «Шесть пер­со­на­жей в по­ис­ках ав­то­ра» («Sei personaggi in cerca d’autore», 1921, рус. пер. 1923), в ко­то­рой на­шли от­ра­же­ние все­по­бе­ж­даю­щая тра­гич. иро­ния, идея ав­то­ном­но­сти бы­тия пер­со­на­жей, кри­ти­ка ил­лю­зор­но­сти иск-ва. Пье­са, со­че­таю­щая в се­бе неск. пла­нов: дра­му (ис­то­рия пер­со­на­жей), ко­ме­дию (по­пыт­ка инс­це­ни­ро­вать эту дра­му в со­ци­аль­но-бы­то­вом клю­че), а так­же раз­ви­ваю­щую­ся на гра­ни тра­ге­дии и аб­сур­да внутр. кон­фликт­ную си­туа­цию не­воз­мож­но­сти на­де­лить смыс­лом про­ис­хо­дя­щее с пер­со­на­жа­ми, от­кры­ва­ет три­ло­гию «те­ат­ра в те­ат­ре» («drammi da fare»), вклю­чив­шую так­же пье­сы «Ка­ж­дый по-сво­ему» («Ciascuno a suo modo», 1924, рус. пер. 1932) и «Се­го­дня мы им­про­ви­зи­ру­ем» («Questa sera si recita a soggetto», 1930, рус. пер. 1932). В 1924 всту­пил в фа­шист­скую пар­тию, стре­мясь по­лу­чить фи­нан­со­вую под­держ­ку для сво­ей труп­пы «Те­ат­ро д’Арте» (1924–28). В про­из­ве­де­ни­ях позд­не­го П., на­ря­ду с эле­мен­та­ми по­эти­ки экс­прес­сио­низ­ма, воз­ни­ка­ют ха­рак­тер­ные для сюр­реа­лиз­ма ир­ра­цио­наль­ность и сно­ви­денч. ат­мо­сфе­ра: ми­фо­ло­гич. дра­мы «Но­вая ко­ло­ния» («La nuova colonia», 1928), «Ла­зарь» («Laz­za­ro», 1929) и «Гор­ные ве­ли­ка­ны» («I giganti della montagna», ок. 1933); но­вел­лы «Од­на­ж­ды ве­че­ром, цве­ток ге­ра­ни» («Di sera un geranio», 1934, рус. пер. 1983); ро­ман «Кто-то, ни­кто, сто ты­сяч» («Uno, nessuno e cen­tomila», 1926, рус. пер. 1983). Сре­ди др. со­чи­не­ний: ро­ма­ны «Оче­редь» («Iltur­no», 1895, опубл. в 1902), «За­пис­ки ки­но­опе­ра­то­ра Се­ра­фи­но Губ­бьо» («Qua­derni di Serafino Gub­bio operatore», 1925, рус. пер. 2011); дра­мы «Ген­рих IV» («Enrico IV», 1922, рус. пер. 1932, эк­ра­ни­за­ция М. Бел­локьо – 1984), «Об­на­жён­ные оде­ва­ют­ся» («Vestire gli ignu­di», 1922, рус. пер. 1932) и «Ка­кой ты ме­ня хо­чешь» («Come tu mi vuoi», 1930; эк­ра­ни­за­ция Дж. Фиц­мо­ри­са с Г. Гар­бо в гл. ро­ли – 1932).

Но­бе­лев­ская пр. (1934).

Соч.: Об­на­жен­ные мас­ки. М.; Л., 1932; Théâtre complet. P., 1977–1985. Vol. 1–2; Из­бран­ная про­за: В 2 т. Л., 1983; Три мыс­ли гор­бу­ньи. М., 2006.

Лит.: То­пу­рид­зе Е. И. Фи­ло­соф­ская кон­цеп­ция Л. Пи­ран­дел­ло. Тб., 1971; Мо­лод­цо­ва М. М. Л. Пи­ран­дел­ло. Л., 1982; Artioli U. L’officina segreta di Piran­del­lo. Roma; Bari, 1989; Bor­sellino N. Ritratto e immagini di Pi­randello. Roma; Bari, 1991; idem. Il dio di Pi­ran­dello. Palermo, 2004; Grignani M. A. Re­to­riche pirandelliane. Napoli, 1993; Luperini R. Introduzione a Pirandello. Roma; Bari, 1993; Mac­chia G. Pirandello, o, La stanza della tortura. 2 ed. Mil., 1994; Guglielminetti M. Pi­randello. Roma, 2006; Polacco M. Piran­dello. Bologna, 2011; Barbina A. Bibliografia della critica pirandelliana. 1889–1961. Firenze, 1967; Donati C. Bibliografia della critica pi­randel­liana. 1962–1981. Firenze, 1986; Iacono C. A. Bibliografia pirandelliana, 1936–1996. Paler­mo, 2000.

Вернуться к началу