Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИ́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 225

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Элиасберг

ПИ́НСКИЙ Да­вид [24.3(5.4).1872, Мо­ги­лёв – 11.8.1959, Хай­фа], евр. пи­са­тель. Пи­сал на иди­ше. Ро­дил­ся в се­мье ком­мер­сан­та, по­лу­чил ре­лиг. об­ра­зо­ва­ние. С 1885 жил в Мо­ск­ве; в 1890–91 – в Ви­теб­ске. В 1891–92 учил­ся на мед. ф-те Вен­ско­го ун-та, ув­лёк­ся со­циа­ли­стич. идея­ми, уе­хал в Вар­ша­ву, где на­чал лит. дея­тель­ность под влия­ни­ем И. Л. Пе­реца. В 1896 слу­шал лек­ции в Бер­лин­ском ун-те. Жил в Швей­ца­рии, с 1899 в Нью-Йор­ке, с 1949 в Из­раи­ле. Пер­вый пре­зи­дент евр. ПЕН-клу­ба. Дом П. в Хай­фе стал куль­тур­ным цен­тром, объ­е­ди­нив­шим мо­ло­дых ли­те­ра­то­ров, пи­сав­ших на иди­ше.

Де­бю­ти­ро­вал как по­эт (1893). Из­вест­ность при­нес­ли са­ти­ра «Боль­шой че­лове­ко­лю­бец» («Дер грой­сер менчнфрайнд», 1894) и рас­ска­зы сер. 1890-х гг. со­ци­аль­ной те­ма­ти­ки. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков евр. со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. про­зы на иди­ше: ро­ма­ны «Ра­зо­рван­ный че­ло­век» («Дер це­ри­се­нер менч», 1920), «Дом Ноа­ха Эде­на» («Дос хойз фун Но­ах Эден», 1931), «Ко­гда рас­хо­дят­ся пу­ти» («Вен вегн цу­гейн зих», 1950) – о жиз­ни евр. эмиг­ран­тов.

Пер­вая пье­са – «Стра­да­ния» («Ие­су­рим», 1899) об уча­стии евр. мо­ло­дё­жи в рус. ре­во­люц. дви­же­нии. В со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. дра­мах из жиз­ни рос. ев­рей­ст­ва «Ай­зик Шеф­тель» (1899) и «Яш­ка-куз­нец» («Янкл дер шмидт», 1906, рус. пер. 1912) вы­вел на сце­ну ге­роя из ра­бо­чей сре­ды. Ши­ро­кий об­ществ. ре­зо­нанс по­лу­чи­ла на­пи­сан­ная по­сле Ки­ши­нёв­ско­го по­гро­ма (1903) пье­са «Се­мей­ст­во Цви» («Ди фа­ми­лие Цви», 1904; в рус. пер. – «По­гром­ные дни», 1906), в ко­то­рой про­зву­чал при­зыв к са­мо­обо­ро­не. Ав­тор пси­хо­ло­гич. драм «Мать» («Ди му­тер», 1900–01), «Габ­ри и жен­щи­ны» («Габ­ри ун ди фрой­ен», 1908), «Про­фес­сор Брен­нер» (1911), «Ка­ж­дый со сво­им бо­гом» («Йедн мит зайн гот», 1912), «По­след­нее по­сла­ние» («Дер лец­тер са­хакл», 1924), ко­ме­дии «Дол­лар» (1913) – о евр. эмиг­ра­ции в США. Ис­пы­тал зна­чит. влия­ние ев­роп. мо­дер­низ­ма ру­бе­жа 19–20 вв. (Г. Га­упт­ман, Г. Иб­сен, А. Шниц­лер), прой­дя путь от реа­лиз­ма к сим­во­лиз­му, ха­рак­тер­но­му для драм ис­то­рич. и биб­лей­ской те­ма­тики: дра­ма­тич. цикл «Мес­сии» («Ма­ши­хим», отд. изд. – 1939); пье­сы «Веч­ный жид» («Дер эй­би­кер ид», 1906, рус. пер. 1908; пост. в 1920, те­атр «Га­би­ма») на сю­жет из мид­ра­ша, «Не­мой Мес­сия» («Дер шту­мер мо­ши­ах», 1911) об из­гнании ев­ре­ев из Ис­па­нии (15 в.), а так­же ис­то­рич. дра­мы «Ра­би Аки­ва и бар Кох­ба» (1928), «Шло­мо Мол­хо и Да­вид Ре­убе­ни» (1930), «Шаб­бтай Цви и Са­ра» (1936), «Ба­ал шем-Тов и раз­бой­ник» («Ба­ал Шем-Тов ун газ­лен», 1940). Бо­ре­ние стра­сти и ду­ха пред­став­ле­но в дра­ме «Ма­рия из Ма­гда­лы» (1911), в цик­ле из 5 од­но­акт­ных пьес «Царь Да­вид и его жё­ны» (1913–15), в дра­мах «Царь Са­ул» («Ша­ул ха-Ме­лех»), «Сам­сон и Да­ли­ла» («Шим­шон ун Дли­ле», 1955–56). Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: пье­сы «Клад» («Дер ой­цер», 1906–07, рус. пер. 1910), «Си­ла, ко­то­рая стро­ит» («Дер ко­ах вос бойт», 1934), «Кам­ни люб­ви» («Ди штей­нер фун ли­бе», 1941); ис­то­рич. очерк «Ев­рей­ская дра­ма» («Ди иди­ше дра­ме», 1909); «Пу­те­вые за­мет­ки» («Рей­зе-бух», Вар­ша­ва, 1938), со­дер­жа­щие кри­ти­ку по­ли­тич. жиз­ни и со­стоя­ния евр. куль­ту­ры в СССР.

Соч.: Дра­мы: В 5 т. Нью-Йорк, 1918–1920 (на иди­ше).

Лит.: Madison Сh. D. Pinski: a dramatist of disparate quality // Madison Ch. Yiddish li­te­rature: its scope and major writers. N. Y., 1968; Эли­ас­берг Г. А. Пу­те­вые очер­ки Д. Пин­ско­го // Вест­ник Рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го гу­ма­ни­тар­но­го уни­вер­си­те­та. Сер. Жур­на­ли­сти­ка. Ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка. 2007. № 9.

Вернуться к началу