ПИНДЕМО́НТЕ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИНДЕМО́НТЕ (Pindemonte) Ипполито (13.11.1753, Верона – 18.11.1828, там же), итал. поэт, чл. академии «Аркадия» (1779). Из аристократич. рода. Окончил коллегиум Сан-Карло в Модене (1771). В 1779 путешествовал по Италии, в 1788–1791 – по Европе; в 1789 находился в Париже (где познакомился с В. Альфьери), испытал влияние революц. идей, однако под впечатлением якобинского террора разочаровался в них и бежал в Англию; по возвращении в Италию полностью утратил интерес к политич. жизни. Как поэт печатался с 1770. Поэзия П. тяготеет к предромантизму (меланхолич. атмосфера, вкус к изображению руин и ночного пейзажа): во многом автобиографич. поэма «Фата Моргана» («Fata Morgana», 1784), сб. «Сельские идиллии» («Poesie campestri», 1788) и др. Поэма «Франция» («Francia», 1789) отразила краткое увлечение революц. идеалами. Впечатления от путешествия по Европе своеобразно преломились в сатирико-аллегорич. романе «Абаритте, правдивейшая история» («Abaritte, istoria verissima», 1790), где ощущается влияние Ш. Л. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо и Вольтера. С молодых лет занимался переводч. деятельностью; в 1774 перевёл трагедию Ж. Расина «Береника» (опубл. в 1775); переводил произведения Горация, Вергилия, Сапфо, Лукиана; его перевод «Одиссеи» (1805–15, опубл. в 1822), орнаментированный в духе «Аркадии» и отмеченный влиянием классицизма, принадлежит к наиболее значит. переводам Гомера в Италии. Среди др. сочинений: поэмы «Гробницы» («Sepolcri», 1807), «Удар в колокол св. Марка в Венеции» («Il Colpo di Martello nel campanile i San Marco in Venezia», 1820); драматургия в духе классицизма, в т. ч. трагедия «Арминий» («Arminio», 1804), соединяющая традицию Альфьери с мотивами Дж. Макферсона и Ф. Г. Клопштока; «Речи о театре» («Discorsi teatrali», 1812); сб. «Сатиры» («Sermoni», 1819). Стихотворение А. С. Пушкина «Из Пиндемонте» (1836) является мистификацией; свидетельств прямого знакомства Пушкина с поэзией П. не обнаружено.