Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТРО́НИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 123

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Шумилин

ПЕТРО́НИЙ [Petronius; имя, ско­рее все­го, Тит (Titus); ме­нее ве­ро­ят­ный ва­ри­ант – Гай (Gaius); про­зви­ще Ар­битр (Аrbi­ter)] (ум. в 66, Ку­мы), рим. пи­са­тель. Всад­ник в се­на­тор­ском дос­то­ин­ст­ве. За­ни­мал долж­но­сти про­кон­су­ла Ви­фи­нии, за­тем кон­су­ла-суф­фек­та. Во­шёл в круг близ­ких дру­зей Не­ро­на, стал его кон­суль­тан­том по рос­ко­ши (от­сю­да, ве­ро­ят­но, про­зви­ще). Со­глас­но «Ан­на­лам» Та­ци­та, П. стал объ­ек­том за­вис­ти со сто­ро­ны со­вет­ни­ка Не­ро­на Гая Офо­ния Ти­гел­ли­на; был об­ви­нён в при­ча­ст­но­сти к за­го­во­ру Пи­зо­на, на­прав­лен­но­му про­тив им­пе­ра­то­ра; по­кон­чил с со­бой.

Из­вес­тен как ав­тор про­зи­мет­ра (тра­ди­ци­он­но име­нуе­мо­го ро­ма­ном) «Са­ти­ри­кон» (пра­виль­нее «Satyrica», так­же «Satyricon»). Со­хра­нив­шие­ся час­ти «Са­ти­ри­ко­на» пред­став­ля­ют со­бой от­рыв­ки из 14, 15, 16-й и, ве­ро­ят­но, др. книг, со­дер­жа­щие гро­те­ск­ное изо­бра­же­ние гряз­ных сто­рон рим. по­все­днев­ной жиз­ни и ка­ри­ка­тур­ные порт­ре­ты пре­тен­ци­оз­ных вы­ско­чек-не­удач­ни­ков. Опи­са­ния рос­кош­но­го до из­вра­щён­но­сти пи­ра и сцен раз­нуз­дан­ной эро­ти­ки соз­да­ют об­раз П. как рас­пут­ни­ка-эс­те­та. «Са­ти­ри­кон» вклю­ча­ет в се­бя эле­мен­ты па­ро­дии: од­на из круп­ных сти­хотв. вста­вок пред­по­ло­жи­тель­но па­ро­ди­ру­ет по­эму «О гра­ж­дан­ской вой­не» Лу­ка­на, дру­гая – воз­мож­но, сти­хи Не­ро­на о раз­ру­ше­нии Трои. Осо­бый ин­те­рес, в т. ч. лин­гвис­ти­че­ский, пред­став­ля­ет от­ли­чаю­щий­ся ком­по­зиц. за­вер­шён­но­стью эпи­зод уст­ро­ен­но­го ну­во­ри­шем Три­маль­хио­ном пи­ра с уча­сти­ем воль­но­от­пу­щен­ни­ков. Со­хра­нив­шие­ся 3 осн. груп­пы от­рыв­ков «Са­ти­ри­ко­на», до­шед­шие по от­дель­но­сти в ру­ко­пис­ной тра­ди­ции, бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны: пер­вая – ок. 1482, вто­рая – в 1575, тре­тья («Пир Три­маль­хио­на») – в 1664. В 17–18 вв. по­яв­ля­лись так­же под­дель­ные встав­ки в «Са­ти­ри­кон», са­мые зна­ме­ни­тые из ко­то­рых при­над­ле­жат франц. пи­са­те­лю Ф. Но­до (1693). В 1774 М. Н. Му­равь­ё­вым на рус. язык пе­ре­ве­дён боль­шой сти­хотв. фраг­мент о гражд. вой­не Пом­пея и Це­за­ря; в 1882 из­дан пе­ре­вод В. В. Чуй­ко (с цен­зур­ны­ми ку­пю­ра­ми и без сти­хотв. вста­вок); пол­ный пе­ре­вод Н. Е. По­яр­ко­ва поя­вил­ся в 1913, но был кон­фи­ско­ван цен­зу­рой. «Са­ти­ри­кон» два­ж­ды эк­ра­ни­зи­ро­ван; наи­бо­лее из­вест­на воль­ная эк­ра­ни­за­ция Ф. Фел­ли­ни (1969).

Соч.: Са­ти­ри­кон / Пер. [В. А. Ам­фи­те­ат­ро­ва], под ред. Б. И. Яр­хо. М.; Л., 1924; Са­ти­ри­кон / Пер. А. К. Гав­ри­ло­ва // Рим­ская са­ти­ра / Сост. М. Л. Гас­па­ров. М., 1989; Satyricon reliquiae / Ed. K. Müller. Berolini, 2009.

Лит.: Conte G. B. The hidden author: an interpretation of Petronius’s Satyricon. Berk., 1996; Gamba G. G. Petronio Arbitro e i cristiani: ipo­tesi per una lettura contestuale del Satyricon. Roma, 1998; Courtney E. A companion to Pet­ronius. Oxf., 2001; Rimell V. Petronius and the anatomy of fiction. Camb., 2002; Studien zu Petron und seiner Rezeption. B., 2007; Pet­ro­nius: a handbook / Ed. by J. Prag, I. Repath. Malden, 2009.

Вернуться к началу