Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́ЛЛИКО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 540-541

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Ю. Сапрыкина

ПЕ́ЛЛИКО (Pellico) Силь­вио (24 или 25.6.1789, Са­луц­цо, Пье­монт – 31.1.1854, Ту­рин), итал. пи­са­тель. В юно­сти учил­ся ком­мерч. де­лу во Фран­ции; с 1809 жил в Ми­ла­не, пре­по­да­вал франц. яз. в во­ен. уч-ще (до 1814). Сла­ву П. при­нес­ла тра­ге­дия «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» («Fran­ces­ca da Rimini»; созд. в 1814, пост. в 1815, опубл. в 1818; ев­роп. из­вест­ность сни­скал англ. пер., вы­пол­нен­ный в 1816 Дж. Бай­ро­ном; рус. пер. 1861), в ко­то­рой, как и в тра­ге­ди­ях «Лао­да­мия» («La­odamia», созд. в 1813, опубл. в 1901), «Ев­фи­мий Мес­син­ский» («Eufemio da Messina», опубл. в 1820), влия­ние клас­си­ци­стич. дра­ма­тур­гии, пре­ж­де все­го В. Аль­фье­ри (кон­фликт чув­ст­ва и дол­га), со­че­та­ет­ся с сен­ти­мен­таль­но­стью и ме­ло­дра­ма­тиз­мом; ро­ман­тич. чер­ты пье­сам П. при­да­ёт по­вы­шен­ное вни­ма­ние к пси­хо­ло­гии ге­ро­ев, а так­же пат­рио­тич. па­фос не­кото­рых мо­но­ло­гов, от­ра­зив­ших гражд. идеа­лы итал. нац.-ос­во­бо­дит. дви­же­ния. В 1818–1819 П. ре­дак­ти­ро­вал ж. «Il Con­ciliatore», объ­е­ди­нив­ший во­круг се­бя ми­лан­ских ро­ман­ти­ков. С февр. 1820 чл. сек­рет­ной ор­га­ни­за­ции кар­бо­на­ри­ев-«фе­де­ра­тов»; в окт. 1820 аре­сто­ван, на­ря­ду с др. за­го­вор­щи­ка­ми, австр. по­ли­ци­ей; 21.2.1821 при­го­во­рён су­дом к смерт­ной каз­ни; в февр. 1822 имп. Франц II смяг­чил при­го­вор до 15 лет тю­рем­но­го за­клю­че­ния в кре­по­сти Шпиль­берг (Мо­ра­вия); по­ми­ло­ван в авг. 1830. Ис­то­рия за­то­че­ния вос­соз­да­на П. в са­мом зна­ме­ни­том его со­чи­не­нии – кн. вос­по­ми­на­ний «Мои тем­ни­цы» («Le mie prigioni», 1832, рус. пер. 1836), пред­став­ляю­щей со­бой про­ник­ну­тое глу­бо­кой ре­ли­ги­оз­но­стью, до­ве­ри­тель­ное по ин­то­на­ции и бе­зы­скус­ное по сти­лю по­ве­ст­во­ва­ние о стой­ко­сти че­ло­ве­че­ско­го ду­ха. По вы­хо­де из за­клю­че­ния П. слу­жил сек­ре­та­рём и биб­лио­те­ка­рем в до­ме ту­рин­ско­го ари­сто­кра­та мар­ки­за К. Тан­кре­ди. Сре­ди др. со­чи­не­ний: бро­шю­ра фи­лос.-ди­дак­тич. со­дер­жа­ния «Об обя­зан­но­стях лю­дей. Речь, об­ра­щён­ная к мо­ло­до­му че­ло­ве­ку» («Dеi doveri degli uomini: discorso ad un giovane», рус. пер. под назв. «Об обя­зан­но­стях че­ло­ве­ка» – 1836), за­слу­жив­шая вы­со­кую оцен­ку А. С. Пуш­ки­на; сб-ки сти­хов «Кан­ти­ки» («Cantiche», 1831) и «Не­опуб­ли­ко­ван­ные сти­хи» («Poesie inedite», 1837); ис­то­рич. тра­ге­дии «Гис­мон­да из Мен­д­ри­зио» («Gismonda da Mendrisio»), «Иро­диа­да» («Erodiade», обе 1832); «То­мас Мор» («Tommaso Mo­ro», 1833) и др.; пуб­ли­ци­сти­ка.

Соч.: Opere complete. 2 ed. Mil., 1886; Opere scelte. 3 ed. Torino, 1968.

Лит.: Стон­ский П. (Со­ко­лов П. С.). С. Пел­ли­ко. СПб., 1892; Massè D. Un cattolico inte­grale del Risorgimento. Roma, 1959; Kaucht­schischwili N. S. Pellico e la Russia. Mil., 1963; Contilli C. Composizione, pubblicazione e diffusione de «Le mie prigioni». Firenze, 2004; Parenti M. Bibliografia delle opere di S. Pel­lico. Firenze, 1952.

Вернуться к началу