Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАПИ́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 253-254

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Чекалов
Дж. Папини.

ПАПИ́НИ (Papini) Джо­ван­ни (9.1.1881, Фло­рен­ция – 8.7.1956, там же), итал. пи­са­тель, чл. Ко­ро­лев­ской ака­де­мии Ита­лии (1937). Из се­мьи ре­мес­лен­ни­ка, участ­ни­ка по­хо­да Дж. Гари­баль­ди­. В 1900–1902 в ка­че­ст­ве воль­но­слу­ша­те­ля учил­ся в Ин-те выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния (Фло­рен­ция); ра­бо­тал пре­по­да­ва­те­лем итал. яз., биб­лио­те­ка­рем. В янв. 1903 совм. с Дж. Прец­цо­ли­ни и др. ос­но­вал лит.-фи­лос. ж. «Leonardo»; гл. ред. ж. «La Voce» (1912–13) и близ­ко­го к фу­ту­риз­му ж. «Lacerba» (совм. с А. Соф­фи­чи, 1913–15). В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны вы­сту­пал с нацио­на­ли­стич. по­зи­ций. Ди­рек­тор Нац. ин-та по ис­сле­до­ва­нию про­блем Воз­ро­ж­де­ния (1938–1944).

Пер­вая кн. «Су­мер­ки фи­ло­со­фов» («Il cre­pus­co­lo dei filosofi», 1906) – кри­тич. ана­лиз ев­роп. фи­ло­со­фии от И. Кан­та до Ф. Ниц­ше. От­ра­зив­шие влия­ние Э. А. По, Ф. М. Дос­то­ев­ско­го и Ш. Бод­ле­ра «фи­ло­соф­ские по­вес­ти» от­ме­че­ны втор­же­ни­ем фан­та­стич. на­ча­ла в по­все­днев­ный быт: сб-ки «Тра­ги­че­ская еже­днев­ность» («Il tragico quoti­diano», 1906, рус. пер. 1923) и «Сле­пой пи­лот» («Il pilota cieco», 1907). Наи­бо­лее зна­чит. соч. П. – вы­дер­жан­ный в им­прес­сио­ни­стич. клю­че ав­то­био­гра­фич. ро­ман-эс­се «Кон­че­ный че­ло­век» («Un uomo fini­to», 1913, рус. пер. 1923), от­час­ти пе­ре­кли­каю­щий­ся с ро­ма­ном «В по­ис­ках ут­ра­чен­но­го вре­ме­ни» М. Пру­ста, а так­же мо­ну­мен­таль­ный труд «Ис­то­рия Хри­ста» («Storia di Cristo», 1921), на­пи­сан­ный под влия­ни­ем про­ис­шед­ше­го с П. ре­лиг. об­ра­ще­ния, где трак­тов­ка те­мы «не­про­тив­ле­ния злу» близ­ка к воз­зре­ни­ям Л. Н. Тол­сто­го. Не­за­вер­шён­ный «Сло­варь ди­ко­го че­ло­ве­ка» («Dizionario dell’omo sal­va­tico», 1923), соз­дан­ный в со­ав­тор­ст­ве с ие­зуи­том Д. Джу­ли­от­ти, со­че­та­ет рез­кий ан­ти­бур­жу­аз­ный па­фос с про­во­ка­тив­но­стью анар­хич. тол­ка. Воз­дей­ст­вие идео­ло­гии фа­шиз­ма про­яви­лось в эс­се на эт­но­куль­тур­ные те­мы «Моя Ита­лия» («Italia mia», 1939). Рез­кую кри­ти­ку Ва­ти­ка­на вы­звал ере­тич. трак­тат о фи­наль­ном оп­рав­да­нии са­та­ны «Дья­вол» («Il Diavolo», 1953). Сре­ди др. со­чи­не­ний: сб. сти­хо­тво­ре­ний в про­зе «Сто стра­ниц по­эзии» («Cento pagine di poesia», 1915); ан­ти­бур­жу­аз­ный ро­ман-прит­ча «Гог» («Gog», 1931); на­пи­сан­ные с ор­то­док­саль­но-ка­то­лич. по­зи­ций био­гра­фии «Св. Ав­гу­стин» («Sant’Agostino», 1929), «Жи­вой Дан­те» («Dante vivo», 1933) и «Жизнь Ми­ке­ланд­же­ло» («Vita di Michelangiolo», 1949). Влия­ние ран­ней про­зы П. ощу­ти­мо в ме­та­фи­зич. жи­во­пи­си Дж. Де Ки­ри­ко.

Соч.: Tutte le opere. Mil., 1958–1966. Vol. 1–10; Carteggio G. Papini – A. Soffici. Roma, 1991–2002. [Vol. 1–3]; Un uomo fini­to: e altri scritti inediti. Roma, 2011.

Лит.: Lovreglio J. G. Papini, une odyssée in­tellectuelle entre Dieu et Satan. P., 1973–1981. Vol. 1–4; G. Papini / A cura di P. Bag­noli. Firenze, 1982; G. Papini: atti del convegno di studio nel centenario della nascita. Mil., 1983; Di Biase C. G. Papini. Napoli, 1999; Arno­ne V. Papini: un uomo... infinito. Padova, 2005; Papini e il suo tempo. Firenze, 2006; Paulis-Dalembert M. P. de. G. Papini. Toulouse, 2007; Bibliografia degli scritti di G. Papini. Roma, 2006.

Вернуться к началу