Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЛИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 153

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Русанов

ПАЛИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, ли­те­ра­ту­ра на язы­ке па­ли. Раз­ви­ва­лась с 1 в. до н. э. в Ин­дии, на о. Шри-Лан­ка, позд­нее – в стра­нах Юго-Вост. Азии, где по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние буд­дий­ская шко­ла тхе­ра­ва­да: Мьян­ме, Лао­се, Кам­бод­же, Таи­лан­де. Древ­ней­шие про­из­ве­де­ния об­ра­зу­ют Ти­пи­та­ку (1 в. до н. э., окон­чат. вер­сия 5 в. н. э.), ка­нон шко­лы тхе­ра­ва­ди­нов. Сре­ди пер­вых не­ка­но­нич. тек­стов П. л. – при­пи­сы­вае­мые уче­ни­ку Буд­ды Шакь­я­му­ни Кач­чая­не трак­та­ты «Нет­ти­па­ка­ра­на» и «Пе­та­ко­па­де­са» (пред­по­ло­жи­тель­но 1 в. до н. э.). В па­лий­ском пе­ре­во­де до­шёл зна­ме­ни­тый трак­тат «Ми­лин­да­пан­ха» («Во­про­сы Ми­лин­ды»; пред­став­ля­ет со­бой пе­ре­вод не­со­хра­нив­ше­го­ся сев.-инд. па­мят­ни­ка, соз­дан­но­го не ра­нее кон. 2 в. н. э. на буд­дий­ском сан­ск­ри­те или од­ном из прак­ри­тов), по­стро­ен­ный в фор­ме бе­сед греч. ца­ря Ме­нан­д­ра (на па­ли – Ми­лин­да) и буд­дий­ско­го мо­на­ха На­га­се­ны. Ран­няя по­стка­но­ни­че­ская П. л. свя­за­на с ут­вер­жде­ни­ем тхе­ра­ва­ды в ка­че­ст­ве гос. ре­ли­гии Шри-Лан­ки. Фор­ми­ро­ва­ние идео­ло­гии буд­дий­ской мо­нар­хии на­шло от­ра­же­ние в жан­ре сти­хотв. хро­ник. Древ­ней­шие из них – «Ди­па­вам­са» (4 в.) и «Ма­ха­вам­са» (5 в.) – по­ве­ст­ву­ют о ле­ген­дар­ных по­се­ще­ни­ях ост­ро­ва Буд­дой, ран­ней ис­то­рии буд­диз­ма в Ин­дии, по­яв­ле­нии буд­дий­ской об­щи­ны на Шри-Лан­ке и прав­ле­нии лан­кий­ских ца­рей. Позд­ней­шие хро­ни­ки вос­про­из­во­ди­ли схо­жую струк­ту­ру. Ши­ро­кую по­пу­ляр­ность сни­ска­ли ком­мен­та­рии ка­но­на с сис­те­ма­тич. из­ложе­ни­ем буд­дий­ской док­три­ны, в т. ч. трак­тат Будд­хаг­хо­ши «Ви­судд­хи­маг­га» («Путь очи­ще­ния», 5 в.). На ср.-век. П. л. за­мет­ное влия­ние ока­за­ла сан­с­крит­ская ли­те­ра­ту­ра. С 10 в. соз­да­ва­лись мно­го­числ. по­эмы, вос­хва­ляв­шие Буд­ду и об­щи­ну и по­эти­зи­ро­вав­шие разл. ас­пек­ты буд­дий­ско­го уче­ния. Об­шир­ная на­уч. лит-ра по грам­ма­ти­ке, по­эти­ке и про­со­дии строи­лась по об­раз­цу санскр. трак­та­тов. Тра­ди­ция джа­так на­шла про­дол­же­ние в сбор­ни­ках на­зи­да­тель­ных ис­то­рий. По­пу­ляр­ный сб. «Ра­са­ва­хи­ни» (1-я пол. 2-го тыс.), на­ря­ду с тра­диц. рас­ска­за­ми, дей­ст­вие ко­то­рых про­ис­хо­дит в Ин­дии, вклю­ча­ет так­же сю­же­ты, раз­во­ра­чи­ваю­щие­ся на Шри-Лан­ке.

П. л. ока­за­ла за­мет­ное влия­ние на син­галь­скую лит. тра­ди­цию (см. в ст. Шри-Лан­ка). На па­ли про­дол­жа­ют соз­да­вать­ся ре­лиг. тру­ды, пре­им. ком­мен­та­рии.

Лит.: Malalasekera G. P. The Pa̅li lite­rature of Ceylon. Colombo, 1928; Geiger W. Pa̅li li­te­rature and language. 2nd ed. Delhi, 1968; Norman K. R. Pa̅li literature. Wiesbaden, 1983; Hinüber O. von. A handbook of Pa̅li literature. B., 1996; Ели­за­рен­ко­ва Т. Я., То­по­ров В. Н. Язык па­ли. 2-е изд. М., 2003.

Вернуться к началу