ПАНЕГИ́РИК
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНЕГИ́РИК [греч. πανηγυριϰός (λόγος) – речь на панегирее (т. е. всенародном собрании)], или энкомий (греч. ἐγϰώμιον – восхваление), хвалебная речь. В европ. литературе П. появился в Греции в 5 в. до н. э., когда вошло в обычай произносить на многолюдных празднествах торжеств. речи, часто посвящённые восхвалению данного города, местного божества, павших воинов и др. Название «П.» впервые дал в своей знаменитой речи, опубликованной ок. 380 до н. э., Исократ; оно закрепилось за хвалебным красноречием, хотя в самой речи Исократа хвалебных мотивов немного. Техника П. усиленно разрабатывалась античной риторикой: выделялись разные виды П. (похвала правителям, богам, городам, животным и др., речи приветственные, поздравительные, утешительные и т. п.) и систематизировались разл. мотивы П. (так, в восхваляемом человеке отдельно разбирались качества телесные и духовные, действия на войне и в мирное время). Аналогично П. строился противоположный ему риторич. жанр – инвектива. Очень рано приобрели популярность П. парадоксальные («Похвала Бусирису», мифич. царю-злодею) и пародические («Похвала лысине»). В поздней античности, наряду с традиц. похвалами городам и богам (речи Диона Хрисостома, Элия Аристида), получили распространение похвалы императорам («Панегирик Траяну» Плиния Младшего). В средние века с помощью приёмов П. составлялись похвальные слова святым и др. произведения агиографии. В эпоху Возрождения П. (по образцу позднелатинских) были важным публицистич. средством; к этому же времени относится лучший образец пародич. П. – «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. В эпоху классицизма 17–18 вв. достигает расцвета П., прославляющий монарха (Ж. Б. Боссюэ и Ж. Б. Массийон во Франции, Феофан Прокопович, М. В. Ломоносов в России), но затем П. как лит. жанр быстро вырождается. Широкое распространение П. получил на Востоке, особенно в перс. лит-ре: придворная касыда (Рудаки, Саади, Анвари и др.), суфийская газель – восхваление Богу. П. развивался во всех т. н. мусульм. литературах, испытавших воздействие перс. поэзии (араб., тур., урду и др.), а также в литературах Д. Востока и Юго-Вост. Азии.
В более широком смысле П. называют всякое восхваление независимо от жанра, в котором оно выражено (напр., в оде).