Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНЕГИ́РИК

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 211

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

ПАНЕГИ́РИК [греч. πανηγυριϰός (λόγος) – речь на па­не­ги­рее (т. е. все­на­род­ном со­б­ра­нии)], или эн­ко­мий (греч. ἐγϰώμι­ον  – вос­хва­ле­ние), хва­леб­ная речь. В ев­роп. ли­те­ра­ту­ре П. поя­вил­ся в Гре­ции в 5 в. до н. э., ко­гда во­шло в обы­чай про­из­но­сить на мно­го­люд­ных празд­не­ст­вах тор­жеств. ре­чи, час­то по­свя­щён­ные вос­хва­ле­нию дан­но­го го­ро­да, ме­ст­но­го бо­же­ст­ва, пав­ших вои­нов и др. На­зва­ние «П.» впер­вые дал в сво­ей зна­ме­ни­той ре­чи, опуб­ли­ко­ван­ной ок. 380 до н. э., Исо­крат; оно за­кре­пи­лось за хва­леб­ным крас­но­ре­чи­ем, хо­тя в са­мой ре­чи Исо­кра­та хва­леб­ных мо­ти­вов не­мно­го. Тех­ни­ка П. уси­лен­но раз­ра­ба­ты­ва­лась ан­тич­ной ри­то­ри­кой: вы­де­ля­лись раз­ные ви­ды П. (по­хва­ла пра­ви­те­лям, бо­гам, го­ро­дам, жи­вот­ным и др., ре­чи при­вет­ст­вен­ные, по­здра­ви­тель­ные, уте­ши­тель­ные и т. п.) и сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­лись разл. мо­ти­вы П. (так, в вос­хва­ляе­мом че­ло­ве­ке от­дель­но раз­би­ра­лись ка­че­ст­ва те­лес­ные и ду­хов­ные, дей­ст­вия на вой­не и в мир­ное вре­мя). Ана­ло­гич­но П. стро­ил­ся про­ти­во­по­лож­ный ему ри­то­рич. жанр – ин­век­ти­ва. Очень ра­но при­об­ре­ли по­пу­ляр­ность П. па­ра­док­саль­ные («По­хва­ла Бу­си­ри­су», ми­фич. ца­рю-зло­дею) и па­ро­ди­че­ские («По­хва­ла лы­си­не»). В позд­ней ан­тич­но­сти, на­ря­ду с тра­диц. по­хва­ла­ми го­ро­дам и бо­гам (ре­чи Дио­на Хри­со­сто­ма, Элия Ари­сти­да), по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние по­хва­лы им­пе­ра­то­рам («Па­не­ги­рик Трая­ну» Пли­ния Млад­ше­го). В сред­ние ве­ка с по­мо­щью приё­мов П. со­став­ля­лись по­хваль­ные сло­ва свя­тым и др. про­из­ве­де­ния агио­гра­фии. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния П. (по об­раз­цу позд­не­ла­тин­ских) бы­ли важ­ным пуб­ли­ци­стич. сред­ст­вом; к это­му же вре­ме­ни от­но­сит­ся луч­ший об­ра­зец па­ро­дич. П. – «По­хва­ла глу­по­сти» Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го. В эпо­ху клас­си­циз­ма 17–18 вв. дос­ти­гает рас­цве­та П., про­слав­ляю­щий мо­нар­ха (Ж. Б. Бос­сюэ и Ж. Б. Мас­сий­он во Фран­ции, Фео­фан Про­ко­по­вич, М. В. Ло­мо­но­сов в Рос­сии), но за­тем П. как лит. жанр бы­ст­ро вы­ро­ж­да­ет­ся. Ши­ро­кое рас­про­ст­ра­не­ние П. по­лу­чил на Во­сто­ке, осо­бен­но в перс. лит-ре: при­двор­ная ка­сы­да (Ру­да­ки, Саа­ди, Ан­ва­ри и др.), су­фий­ская га­зель – вос­хва­ле­ние Бо­гу. П. раз­ви­вал­ся во всех т. н. му­сульм. ли­те­ра­ту­рах, ис­пы­тав­ших воз­дей­ст­вие перс. поэ­зии (араб., тур., урду и др.), а так­же в литературах Д. Во­сто­ка и Юго-Вост. Азии.

В бо­лее ши­ро­ком смыс­ле П. на­зы­ва­ют вся­кое вос­хва­ле­ние не­за­ви­си­мо от жан­ра, в ко­то­ром оно вы­ра­же­но (напр., в оде).

Вернуться к началу