Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́Э

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 758

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Торопыгина
Фото Hpschaefer

О́Э Кэн­дза­бу­ро [р. 31.1.1935, дер. Осэ (ны­не в чер­те г. Ути­ко), о. Си­ко­ку], япон. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье зем­ле­вла­дель­цев. Окон­чил от­де­ле­ние франц. лит-ры То­кий­ско­го ун-та (1959). В 1961 пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе; в 1965 и 1968 вы­сту­пал с лек­ция­ми в разл. амер. ун-тах, в 1978 – в Ме­хи­ко. При­дер­жи­ва­ет­ся ле­вых взгля­дов, ак­тив­но про­по­ве­ду­ет ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ские идеи; уча­ст­ву­ет в разл. ак­ци­ях в под­держ­ку прав че­ло­ве­ка.

На ста­нов­ле­ние ху­дож. ма­не­ры Оэ ре­шаю­щее влия­ние ока­за­ли Ж. П. Сартр и фи­ло­со­фия эк­зи­стен­циа­лиз­ма, идеи пред­ста­ви­те­лей рус. фор­маль­ной шко­лы, взгля­ды Ю. М. Лот­ма­на, М. М. Бах­ти­на, а так­же твор­че­ст­во Ф. М. Дос­тоевско­го, Л. Н. Тол­сто­го, Т. Ман­на, У. Фолк­не­ра, Абэ Ко­бо. Де­бю­ти­ро­вал пье­са­ми для уни­вер­си­тет­ско­го те­ат­ра. Пер­вый круп­ный ус­пех сни­ска­ли рас­ска­зы «Чуднáя ра­бо­та» («Ки­мё-на си­го­то», 1957, рус. пер. 1968) и «Со­дер­жа­ние ско­ти­ны» («Сии­ку», 1958, рус. пер. 1978). Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных про­из­ве­де­ний Оэ – ро­ма­ны «Опо­здав­шая мо­ло­дёжь» («Оку­рэ­тэ ки­та сэй­нэн», 1962, рус. пер. 1973), «Лич­ный опыт» («Код­зин­тэ­ки-на тэйкэн», 1964), «Фут­бол 1960 го­да» («Манъ­э­н ган­нэн-но фут­то­бо­ру», 1967, рус. пер. 1972), «Объ­яли ме­ня во­ды до ду­ши мо­ей» («Код­зуй ва ва­га та­ма­сии-ни оё­би», 1973, рус. пер. 1978), «Двух­сот­лет­ний ре­бё­нок» («Ни­хя­ку­нэн-но ко­домо», 2003) и др. В цен­тре твор­че­ст­ва Оэ – нрав­ст­вен­ные ис­ка­ния че­ло­ве­ка по­сле­во­ен­но­го по­ко­ле­ния, ста­тус мар­ги­на­ла в ори­ен­ти­ро­ван­ном на по­треб­ле­ние по­стин­ду­ст­ри­аль­ном об­ще­ст­ве, про­бле­ма со­от­но­ше­ния во­ле­во­го и бес­соз­на­тель­но­го на­чал в по­ступ­ках лю­дей, роль на­си­лия в раз­ви­тии об­ще­ст­ва. Про­зу Оэ, но­ся­щую яр­ко вы­ра­жен­ный экс­пе­ри­мен­таль­ный ха­рак­тер, от­ли­ча­ет соз­на­тель­ная ус­та­нов­ка на ус­лож­нён­ность: пе­ре­пле­те­ние разл. про­стран­ст­вен­ных и вре­менны́х пла­стов и то­чек зре­ния, ре­аль­но­сти и ми­фа, лич­но­го и уни­вер­саль­но­го. Ав­тор рас­ска­зов, по­вес­тей, эс­се, ав­то­био­гра­фии, пу­те­вых за­ме­ток, об­шир­ной пуб­ли­ци­сти­ки [в т. ч. кн. «Хи­ро­сим­ские за­пис­ки» («Хи­ро­си­ма но­то», 1965, рус. пер. 1973)]. 

Но­бе­лев­ская пр. (1994).

Соч.: Фут­бол 1860 го­да. Ро­ман и рас­ска­зы. М., 1983; Об­ра­ща­юсь к со­вре­мен­ни­кам: Ху­до­же­ст­вен­ная пуб­ли­ци­сти­ка. М., 1987; Из­бран­ные про­из­ве­де­ния. М., 1999; Эхо не­бес. СПб., 2010.

Лит.: Wilson MN. The marginal world of Ōe Kenzaburō: a study in themes and techniques. Armonk; N. Y., 1986; Napier SJ. Escape from the wasteland: romanticism and realism in the fiction of Mishima Yukio and Ōe Kenzaburō. Camb. (Mass.), 1991; Claremont Y. The no­vels of Ōe Ken­zaburō. N. Y. a. o., 2009; Fo­rest Ph. Ōe Kenzaburō: légendes anciennes et nouvelles d’un romancier japonais. Nantes, 2012.

Вернуться к началу