Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ЧЕРК

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 747

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




О́ЧЕРК, ма­лый эпи­чес­кий жанр. Раз­ви­ва­ет­ся в двух осн. фор­мах: ху­до­жест­вен­ной и до­ку­мен­таль­но-пуб­ли­ци­сти­чес­кой. Ху­дож. О. об­на­ру­жи­ва­ет бли­зость к рас­ска­зу, од­на­ко его по­строе­ние от­ли­ча­ет­ся боль­шей сво­бо­дой: в нём, как пра­ви­ло, от­сут­ст­ву­ют вы­ра­жен­ный сю­жет и еди­ный кон­фликт; при ос­лаб­ле­нии роли вы­мыс­ла осн. ме­сто за­ни­ма­ют опи­са­ния и диа­ло­ги; ха­рак­тер­ной чер­той яв­ля­ет­ся ор­га­ни­зую­щая ком­по­зи­ци­он­ная роль ав­тор­ско­го «я» («За­пис­ки охот­ни­ка» И. С. Тур­ге­не­ва, 1847–51; «Очер­ки бур­сы» Н. Г. По­мя­лов­ско­го, 1862–63, и др.). В до­ку­мен­таль­но-пуб­ли­ци­сти­че­ском О. ана­ли­зи­ру­ют­ся ре­аль­ные фак­ты об­ществ. жиз­ни, не­ред­ко – в со­про­во­ж­де­нии ста­ти­стич. дан­ных и др. до­ку­мен­таль­ных ис­точ­ни­ков. Гра­ни­ца ме­ж­ду эти­ми дву­мя фор­ма­ми не все­гда оче­вид­на, как и гра­ни­ца ме­ж­ду раз­ли­чае­мы­ми по за­тро­ну­той те­ма­ти­ке ви­да­ми О.: нра­во­опи­са­тель­ные, пу­те­вые, эт­но­гра­фич., ли­ри­ко-фи­лос., ме­му­ар­ные и др. Ха­рак­тер­на тен­ден­ция объ­е­ди­не­ния О. в цик­лы, свя­зан­ные не еди­ным сю­же­том, но общ­но­стью про­бле­ма­ти­ки.

За­ро­ж­де­ние жан­ра свя­за­но с эпо­хой Про­све­ще­ния, ко­гда на стра­ни­цах англ. са­ти­рич. жур­на­лов «Бол­тун» (1709–1711) и «Зри­тель» (1711–14) Р. Сти­ла и Дж. Ад­ди­со­на поя­ви­лись пер­вые нра­во­опи­са­тель­ные О. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние бы­то­вой нра­во­опи­сат. О. по­лу­чил в ев­роп. лит-ре, преж­де все­го во Фран­ции (О. де Баль­зак, Ж. Жа­нен и др.), в 1830–40-е гг. В Рос­сии тра­ди­ции очер­ко­во­го жан­ра бы­ли на­ме­че­ны в са­ти­рич. жур­на­лах «Тру­тень» и «Жи­во­пи­сец» Н. И. Но­ви­ко­ва, соз­дан­ных по об­раз­цу анг­лий­ских. Рас­цвет О. при­шёл­ся на 1840-е гг., ког­да он ста­но­вит­ся ве­ду­щим жан­ром на­ту­раль­ной шко­лы (см. Фи­зио­ло­ги­чес­кий очерк). Вновь ак­ту­аль­ным жанр стал во 2-й пол. 1850-х – 1870-е гг. в твор­че­ст­ве М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на (цикл «Гу­берн­ские очер­ки», 1856–57), В. А. Слеп­цо­ва (цикл «Вла­ди­мир­ка и Клязь­ма», 1861), Г. И. Ус­пен­ско­го (цикл «Нра­вы Рас­те­ряе­вой ули­цы», 1866) и др. О. ши­ро­ко пред­став­лен и в лит-ре 20 в.: «В краю не­пу­га­ных птиц» М. М. При­шви­на (1907), «Моё от­кры­тие Аме­ри­ки» В. В. Мая­ков­ско­го (1925), «Че­ты­ре уро­ка у Ле­ни­на» М. С. Ша­ги­нян (1964–1968) и др. За­мет­ное яв­ле­ние отеч. лит-ры сер. 20 в. – «де­ре­вен­ский» О.: «Рай­он­ные буд­ни» В. В. Овеч­ки­на (1952–56), «Из за­пи­сок аг­ро­но­ма» Г. Н. Трое­поль­ско­го (1953), «Де­ре­вен­ский днев­ник» Е. Я. До­ро­ша (1956–72) и др.

Лит.: Яки­мо­вич ТК. Фран­цуз­ский реа­ли­сти­че­ский очерк. 1830–1848 гг. М., 1963; Щег­лов М. Очерк и его осо­бен­но­сти // Щег­лов М. Ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­ские ста­тьи. 2-е изд. М., 1965; Жур­би­на ЕИ. Тео­рия и прак­ти­ка ху­до­же­ст­вен­но-пуб­ли­ци­сти­че­ских жан­ров. М., 1969; Кан­то­ро­вич В. За­мет­ки пи­са­те­ля о со­вре­мен­ном очер­ке. 2-е изд. М., 1973; Ко­ло­сов ГВ. По­эти­ка очер­ка. М., 1977; Глуш­ков Н. И. Очер­ко­вая про­за. Рос­тов н/Д., 1979.

Вернуться к началу