Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ЦУП

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 741

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. А. Коростелёв

О́ЦУП Ни­ко­лай Ав­дее­вич [23.10(4.11).1894, Цар­ское Се­ло – 27.12.1958, Па­риж], рус. по­эт, ме­муа­рист, кри­тик, ре­дак­тор. Ро­дил­ся в мно­го­дет­ной ку­печ. се­мье. Окон­чив Цар­ско­сель­скую гим­на­зию, в 1913 уе­хал в Па­риж, изу­чал пра­во в Сор­бон­не, од­но­вре­мен­но слу­шал лек­ции А. Берг­со­на в Кол­леж де Франс. В 1914–17 учил­ся в Пет­рогр. ун-те. С кон. 1918 по при­гла­ше­нию М. Горь­ко­го ра­бо­тал пе­ре­во­дчи­ком в изд-ве «Все­мир­ная ли­те­ра­ту­ра». С осе­ни 1920 член третье­го «Це­ха по­этов», под мар­кой ко­то­ро­го опуб­ли­ко­вал пер­вый сб. сти­хов «Град» (1921). Осе­нью 1922 уе­хал в Бер­лин; пе­ре­из­дал три вы­пус­ка альм. «Цех по­этов» и вы­пус­тил чет­вёр­тый. С 1923 в Па­ри­же, где из­дал по­этич. сб. «В ды­му» (1926) и по­эму «Встре­ча» (1928). Со­труд­ни­чал в жур­на­лах «Зве­но», «Со­вре­мен­ные за­пис­ки», «Встре­чи», га­зе­тах «Дни», «По­след­ние но­во­сти» и др. Ос­но­ва­тель и ре­дак­тор ж. «Чис­ла» (1930–1934). В 1939 опуб­ли­ко­вал свой един­ст­вен­ный ро­ман «Бе­ат­ри­че в аду» о люб­ви рус. эмиг­ран­та к ак­три­се. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны – доб­ро­во­лец франц. ар­мии; бо­лее по­лу­то­ра лет про­вёл в пле­ну, бе­жал, с 1943 уча­ст­ник итал. Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. По­сле вой­ны пре­по­да­вал в па­риж­ской Выс­шей нор­маль­ной шко­ле.

По­эзия О. от­ра­зи­ла влия­ние Н. С. Гу­ми­лё­ва; лишь в нач. 1930-х гг. в его сти­хах мож­но за­ме­тить от­свет по­эти­ки «Па­риж­ской но­ты». В цен­тре твор­че­ст­ва это­го пе­рио­да: тра­ге­дия эмиг­ра­ции и свя­зан­ные с ней ут­ра­ты и об­ре­те­ния; ха­рак­те­рен по­сте­пен­ный от­ход от лю­бов­ной и фи­лос. ли­ри­ки к боль­шой по­этич. фор­ме, к эпо­су в сти­хах. В сер. 1950-х гг. пы­тал­ся ос­но­вать но­вое на­прав­ле­ние в эмиг­рант­ской по­эзии – пер­со­на­лизм, у ко­то­ро­го, впро­чем, не на­шлось дру­гих адеп­тов. По­сле вой­ны опуб­ли­ко­вал кн. «Днев­ник в сти­хах. 1935–1950» (1950) и дра­му в сти­хах «Три ца­ря» (1958) на биб­лей­ский сю­жет. По­смерт­но (в 1961) вы­шли: двух­том­ник из­бран­ных сти­хов «Жизнь и смерть», сб. «Со­вре­мен­ни­ки» (вос­по­ми­на­ния о Гу­ми­лё­ве, И. Ф. Ан­нен­ском, Ф. Со­ло­гу­бе, А. Бе­лом, С. А. Есе­ни­не и др.) и кн. ста­тей «Ли­те­ра­тур­ные очер­ки».

Соч.: Оке­ан вре­ме­ни / Под­гот. тек­ста, вступ. ст. Л. Ал­ле­на; ком­мент. Р. Ти­мен­чи­ка. 2-е изд. СПб., 1994; Н. Гу­ми­лев: Жизнь и твор­че­ст­во. СПб., 1995.

Вернуться к началу