Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОУЯ́Н СЮ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 711

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Семененко

ОУЯ́Н СЮ [2-е имя Юн­шу; по­смерт­ное имя Про­све­щён­ный и вер­ный (Вэнь­чжун); про­зви­ще За­твор­ник Шесть по од­но­му (Люи цзюй­ши) и др.] (1007, обл. Мянь­чжоу, ны­не Мянь­ян, пров. Сы­чу­ань – 22.9.1072, Ин­чжоу, ны­не Фу­ян, пров. Ань­хой), кит. пи­са­тель, ис­то­рик, гос. дея­тель. Из бед­ной се­мьи про­вин­ци­аль­ных слу­жа­щих. В 1030 сдал эк­за­мен на учё­ную сте­пень цзинь­ши; с 1054 чл. ака­де­мии Хань­линь, за­ни­мал по­сты стар­ше­го эк­за­ме­на­то­ра, зам. гла­вы Вер­хов­но­го во­ен. со­ве­та, ви­це-канц­ле­ра и др. Слу­жил в про­вин­ции. Бу­ду­чи уме­рен­ным ре­фор­ма­то­ром, вы­сту­пал про­тив ра­ди­каль­ных но­во­вве­де­ний Ван Ань­ши.

Внёс боль­шой вклад в раз­ви­тие сун­ской про­зы. Стиль О. Сю, во мно­гом от­ра­зив­ший влия­ние Хань Юя, со­че­та­ет яс­ность из­ло­же­ния, ли­рич­ность, фи­лос. глу­би­ну со зло­бо­днев­но­стью и вни­ма­ни­ем к бы­то­вым де­та­лям: по­ли­тич., фи­лос., и ис­то­рич. пуб­ли­ци­сти­ка [«Пись­мо цен­зо­ру Гао» («Юй Гао сыц­зянь шу») и др.], эпи­та­фии [«Эпи­та­фия Инь Ши­лу» («Инь Ши­лу муч­жи­мин») и др.], за­пис­ки с опи­са­ни­ем при­ро­ды и дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей [«За­пис­ки о бе­сед­ке хмель­но­го ста­ри­ка» («Цзуй вэн тин цзи») и др.], а так­же «про­заи­че­ские оды» (фу) [«Ода о го­ло­се осе­ни» («Цю шэн фу») и др.]. Осо­бен­но пер­спек­тивным для даль­ней­ше­го раз­ви­тия про­зы стал соз­дан­ный О. Сю жанр «бе­сед о сти­хах» (ши хуа): «Бе­се­ды о сти­хах За­твор­ни­ка Шесть по од­но­му» («Лю и ши хуа») и др.

Зна­чи­тель­на роль О. Сю и в фор­ми­рова­нии сун­ской по­эзии. Со­хра­ни­лось ок. 1200 по­этич. про­из­ве­де­ний. Гл. те­мы сти­хо­тво­ре­ний в жан­ре ши – об­ли­че­ние со­ци­аль­ных по­ро­ков, чи­нов­ни­чья служ­ба, опи­са­ния разл. пред­ме­тов, пей­заж­ные за­ри­сов­ки: «Дво­ры на гра­ни­це» («Бянь ху»), «Шу­тя от­ве­чаю Юань Чжэ­ню» («Си да Юань Чжэнь») и др. Чёт­кость и про­сто­та сло­га, ха­рак­тер­ные для про­зы О. Сю, от­ли­ча­ют его сти­хотв. по­сла­ния к друзь­ям. Боль­шой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись ро­ман­сы (цы), ко­то­рые О. Сю пи­сал на из­вест­ные ме­лодии. Ав­тор ис­то­рич. и па­лео­гра­фич. тру­дов: «Но­вая ис­то­рия пя­ти ди­на­стий» («Синь У дай ши»), «Но­вая ис­то­рия ди­на­стии Тан» («Синь Тан шу», в со­ав­тор­ст­ве), «Со­б­ра­ние древ­них за­пи­сей с по­сле­сло­вия­ми» («Цзи гу лу ба­вэй»).

Соч.: По­эзия эпо­хи Сун. М., 1959. С. 73–95; Ки­тай­ская пей­заж­ная ли­ри­ка. М., 1984. С. 107–128; Жиз­не­опи­са­ние За­твор­ни­ка Шесть по од­но­му // Ли­те­ра­ту­ра Вос­то­ка в сред­ние ве­ка: Тек­сты. М., 1996; Ше­дев­ры ки­тай­ской клас­си­че­ской про­зы в пе­ре­во­дах ака­де­ми­ка В. М. Алек­сее­ва. М., 2006. Кн. 2. С. 213–278.

Лит.: Liu JTC. Ou-yang Hsiu: an ele­venth-cen­tury neo-confucianist. Stanford, 1967; Се­реб­ря­ков ЕА. Ки­тай­ская по­эзия X–XI вв. Л., 1979; Egan RC. The literary works of Ou-yang Hsiu. N. Y., 1984.

Вернуться к началу