Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРХА́Н КЕМА́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 495

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Образцов

ОРХА́Н КЕМА́ЛЬ (Orhan Kemal) (псевд.; наст. имя Мех­мет Ра­шит Огют­чю, Meh­met Raşit Öğütçü) (15.9.1914, Джей­хан – 2.6.1970, Со­фия; по­хо­ро­нен в Стам­бу­ле), тур. пи­са­тель. Сис­те­ма­тич. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. В 1931–32 вме­сте с семь­ёй на­хо­дил­ся в эмиг­ра­ции в Бей­ру­те. Ра­бо­тал мой­щи­ком по­су­ды, роз­нич­ным тор­гов­цем, ти­по­граф­ским ра­бо­чим и др. 27.1.1939, во вре­мя служ­бы в ар­мии, при­го­во­рён три­бу­на­лом к пя­ти го­дам за­клю­че­ния за «ком­му­ни­стич. про­па­ган­ду и под­рыв дис­ци­п­ли­ны». В тюрь­ме под­ру­жил­ся с На­зы­мом Хик­ме­том, с по­мо­щью ко­то­ро­го на­чал изу­чать рус. язык и лит-ру. Вто­рич­но был аре­сто­ван по схо­жим об­ви­не­ни­ям в 1966; про­вёл в тюрь­ме око­ло ме­ся­ца. С 1950 жил в Стам­бу­ле; в 1969 при­ез­жал в Мо­ск­ву.

Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1939 под псев­до­ни­ма­ми Ра­шит Ке­ма­ли и Ор­хан Ра­шит. С нач. 1940-х гг. на­чал пуб­ли­ко­вать рас­ска­зы, при­нёс­шие ему ши­ро­кое при­зна­ние: сб-ки «Борь­ба за хлеб» («Ek­mek kavgası», 1949, рус. пер. 1953), «Брат­ская до­ля» («Kardeş payı », 1958), «Хлеб пре­ж­де все­го» («Önce ekmek», 1968). Боль­шой ус­пех име­ли по­вес­ти «От­чий дом» («Baba evi», 1949; ав­то­био­гра­фич.) о не­лёг­кой судь­бе тур. эмиг­ран­тов, «72-я ка­ме­ра» («72. Koğuş », 1954; пост. в 1967) – зло­ве­щее изо­бра­же­ние тю­рем­но­го бы­та, а так­же ро­ма­ны: «Дже­ми­ле» («Cemile», 1952), «На уро­жай­ных зем­лях» («Bereketli topraklar üzerinde», 1954; 2-я ред. – 1964), ди­ло­гия «Ин­спек­тор ин­спек­то­ров» («Müfettişler müfet­tişi», 1966) и «Мо­шен­ник» («Üç kağıt­çı », 1969), са­ти­ри­че­ски пред­став­ляв­шая путь афе­ри­ста от мел­ко­го клер­ка в де­пу­та­ты пар­ла­мен­та, и др. В цен­тре боль­шин­ст­ва про­из­ве­де­ний – жизнь со­ци­аль­ных ни­зов в под­чёрк­ну­то буд­нич­ных об­стоя­тель­ст­вах. О. К. счи­та­ет­ся не­пре­взой­дён­ным мас­те­ром диа­ло­га; для его про­зы ха­рак­тер­ны пре­дель­ная ин­ди­ви­дуа­ли­зация ре­че­вых ха­рак­те­ри­стик, оби­лие диа­лек­тиз­мов и ар­го­тиз­мов; в ней по­сле­до­ва­тель­но реа­ли­зо­ван прин­цип «де­ав­то­ри­за­ции», при ко­то­ром со­бы­тия опи­сы­ва­ют­ся че­рез вос­при­ятие их пер­со­на­жа­ми. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: пье­сы, сце­на­рии, ли­рич. за­ри­сов­ки в про­зе, кни­га вос­по­ми­на­ний о На­зы­ме Хик­ме­те.

Соч.: Пре­ступ­ник. М., 1961; Про­ис­ше­ст­вие. М., 1963; Мсти­тель­ная вол­шеб­ни­ца. Рас­ска­зы. М., 1967; Мо­шен­ник. Мур­та­за. Семь­де­сят вто­рая ка­ме­ра. Рас­ска­зы. М., 1975; Бро­шен­ная в безд­ну. СПб., 2011.

Лит.: Фиш РГ. Пи­са­те­ли Тур­ции – кни­ги и судь­бы. М., 1963; Bezirci A. Orhan Kemal. Hayatı. Sanat anlayışı. Hikayeleri. Romanları. Oyunları. Anıları. İst., 1984; Утур­гау­ри СН. Ор­хан Ке­маль. Горь­кая жизнь сча­ст­ли­во­го че­ло­ве­ка. М., 1994.

Вернуться к началу