ОПОЯ́З
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОПОЯ́З (Общество изучения поэтического языка), рос. научное объединение. Создано в Петрограде в сер. 1910-х гг.; официально зарегистрировано в 1919. В объединение входили лингвисты и стиховеды (Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский, С. И. Бернштейн, О. М. Брик), теоретики и историки литературы (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум). В разные годы в его работе принимали участие члены Московского лингвистического кружка (П. Г. Богатырёв, Г. О. Винокур, А. А. Реформатский, Р. О. Якобсон); близкие позиции в некоторых работах занимали В. В. Виноградов, В. М. Жирмунский, Б. В. Томашевский. Печатный орган ОПОЯЗа – «Сборники по теории поэтического языка» (вып. 1–2, 1916–17; вып. 3 – «Поэтика», 1919; вып. 4–6, 1921–23).
Отталкиваясь от академич. литературоведения, участники объединения перенесли акцент с интерпретации содержания на изучение формы, предложив рассматривать лит. произведение первоначально как совокупность («сумму») составляющих его худож. приёмов, a позднее – как «систему» функциональных единиц. Универсальным приёмом искусства провозглашалось остранение, разрушающее автоматизм восприятия. Теоретич. установки ОПОЯЗа как формальной школы в рус. литературоведении, сложившейся под влиянием идей И. А. Бодуэна де Куртенэ, трудов А. А. Потебни и Ал-дра Н. Веселовского, лит.-критич. выступлений символистов (В. Я. Брюсова, Вяч. И. Иванова, А. Белого) и акмеистов (Н. С. Гумилёва, С. М. Городецкого), но более всего – практики рус. футуризма и «Левого фронта искусств», сформулированы в работах «Воскрешение слова» (1914), «Искусство как приём» (1917) В. Б. Шкловского, «Как сделана "Шинель" Гоголя» Б. М. Эйхенбаума (1919), «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» Ю. Н. Тынянова (1921) и др. В центре внимания опоязовцев – проблемы сюжетосложения, лит. эволюции, стиховедения, поэтич. языка. «Формальный метод» разрабатывался применительно и к др. видам искусства: ст. «Об основах кино» Тынянова (1927) и др. В нач. 1920-х гг. обострились разногласия внутри объединения; участились и нападки на формалистов со стороны марксистской критики; в кон. 1920-х гг. ОПОЯЗ окончательно распался.
Идеи рус. формалистов получили развитие в исследованиях пражской лингвистической школы, оказали воздействие на англо-амер. новую критику, структурно-семиотич. исследования.