О’КЕ́ЙСИ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О’КЕ́ЙСИ (O’Casey) Шон (псевд.; наст. имя и фам. Джон Кейси) (30.3.1884, Дублин – 18.9.1964, Торки, Великобритания), ирл. писатель. Родился в многодетной семье; рано оставшись без отца, познал все тяготы жизни в нищете. С ранней юности переменил множество профессий: был разносчиком газет, служил на железной дороге и др. Занимался самообразованием, увлёкся марксистской идеологией. Активный участник ирл. нац.-освободит. движения. С 1900-х гг. сотрудничал в ирл. рабочей прессе, автор ярких публицистич. выступлений по актуальным вопросам внутренней и внешней политики, нац. независимости и ирл. культуры. Подвергался преследованиям и арестам. В 1926, окончательно разочаровавшись в итогах обретённой Ирландией независимости, переехал в Англию.
Широкую известность О’К. принесла постановка в дублинском театре «Аббатство» драматич. трилогии: «Тень стрелка» («The shadow of a gunman», пост. в 1923, опубл. в 1925, рус. пер. 1935), «Юнона и Павлин» («Juno and the Paycock», пост. в 1924, опубл. в 1925, рус. пер. 1935), «Плуг и звёзды» («The plough and the stars», 1926), в которой впервые в практике ирл. театра, где до этого господствовала романтич. драма У. Б. Йейтса и др., в жёсткой реалистической, порой откровенно натуралистич. манере показана повседневная жизнь дублинских трущоб. Трактовка автором событий Ирландского восстания 1916, резкая оценка результатов нац.-освободит. борьбы вызвали недовольство значит. числа зрителей, вылившееся в беспорядки во время спектаклей. Однако новаторский характер драматургии О’К. был высоко оценён театральной критикой Великобритании и США.
В 1920-е – нач. 1930-х гг. в пьесах О’К. усиливаются черты экспрессионизма, причудливо сочетающегося с символизмом: «Серебряный кубок» («The silver tassie», 1928) и «За оградой» («Within the gates», 1933). Вершина драматургии О’К. – пьеса «Звезда становится красной» («The star turns red», 1940), масштабное эпич. полотно с ярко выраженными авторскими симпатиями к коммунистич. идеологии. Дальнейшее творчество отмечено отчётливым стремлением к эксперименту, синтезу жанровых форм, сознательному разрушению сложившегося канона драмы, сочетанию фарсового, трагического, возвышенно-поэтич. и мелодраматического начал: пьесы «Пурпурный прах» («Purple dust», 1940), «Красные розы для меня» («Red roses for me», 1942), «Петух-денди» («Cocka-doodle dandy», 1949), «Костёр епископа» («The Bishop’s bonfire», 1955), «Барабаны отца Неда» («The drums of Father Ned», 1958) и др. Автор 6-томного автобиографич. цикла «Зеркало в моём доме» («Mirror in my house»): «Я стучусь в дверь» («I knock at the door», 1939, рус. пер. 1957), «Картины в прихожей» («Pictures in the hallway», 1942, в рус. пер. – «На пороге», 1957), «Барабаны под окнами» («Drums under the windows», 1945), «Прощай, Ирландия!» («Inishfallen fare thee well», 1949), «Роза и корона» («Rose and crown», 1952), «Закат и вечерняя звезда» («Sunset and the evening star», 1954); сб-ков рассказов, эссе, статей по проблемам литературы и театра.