Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОЛОНХО́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 128

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Жулёва; Е. М. Фраёнова (исполнительская традиция)

ОЛОНХО́, древ­ней­ший ге­ро­ич. эпос яку­тов, за­ро­див­ший­ся в 8–10 вв. Вхо­дя­щие в со­став О. эпич. ска­за­ния, в ко­то­рых на­шли от­ра­же­ние ар­ха­ич. пред­став­ле­ния о бо­же­ст­вен­ном про­ис­хо­ж­де­нии ура­ан­хай са­ха (яку­тов), объ­е­ди­ня­ет мо­тив борь­бы гл. ге­ро­ев – бес­страш­ных, силь­ных и кра­си­вых «бо­оту­ров» (бо­га­ты­рей), от­прав­лен­ных бо­же­ст­ва­ми Верх­не­го ми­ра для из­бав­ле­ния лю­дей Сред­не­го ми­ра от ко­вар­ных и не­уло­ви­мых чу­до­вищ Ниж­не­го ми­ра. Име­на бо­га­ты­рей (ино­гда весь­ма раз­вёр­ну­тые) да­ли на­зва­ния от­дель­ным О.: «Ха­ан Дьаа­сын-Бо­отур на ко­не Лев Се­рый, у ко­то­ро­го хвост – пур­гой, гри­ва вих­ре­вая, ез­да раз­ру­шаю­щая, шаг раз­ма­ши­стый и ко­то­рый на хо­ду иг­ра­ет ше­ей»; «Кюн Джес­се­лют-Бо­отур», «Мэл­дью Силь­ный», «Мо­гу­чий Эр Со­го­тох» и др. Сред­ний раз­мер ска­за­ния – 10–15 тыс. (ино­гда до 50 тыс.) сти­хотв. строк; часть тек­ста из­ла­га­ет­ся рит­ми­зо­ван­ной про­зой, встре­ча­ют­ся про­за­ич. от­рыв­ки. По со­дер­жа­нию, сю­жет­но-ком­по­зиц. строю и сред­ст­вам ху­дож. изо­бра­зи­тель­но­сти О. бли­зок к ге­ро­ич. эпо­сам дру­гих тюрк. и монг. на­ро­дов Си­би­ри (ха­ка­сов, ал­тай­цев, ту­вин­цев, бу­рят и др.), а так­же ма­ло­числ. на­ро­дов Се­ве­ра (дол­ган, нга­на­сан, эве­нов, эвен­ков и др.). Пер­вые за­пи­си О. сде­ла­ны в 1844 А. Ф. Мид­ден­дор­фом (лат. ал­фа­ви­том на язы­ке ори­ги­на­ла; опубл. в 1878); пе­ре­во­ды на рус. яз. на­ча­ли по­яв­лять­ся с 1884. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. П. А. Ой­ун­ский на ос­но­ве мно­го­числ. ва­ри­ан­тов О. соз­дал и за­пи­сал ска­за­ние «Нюр­гун Бо­отур Стре­ми­тель­ный». В 2005 О. по ре­ше­нию ЮНЕСКО от­не­сён к «ше­дев­рам уст­но­го не­ма­те­ри­аль­но­го на­сле­дия че­ло­ве­че­ст­ва». В со­от­вет­ст­вии с Ука­зом пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Яку­тия) от 15.11.2006 День О. от­ме­ча­ет­ся 25 но­яб­ря. Ох­ра­на, по­пу­ля­ри­за­ция О. и его пе­ре­да­ча по­сле­дую­щим по­ко­ле­ни­ям за­кре­п­ле­ны за­ко­ном Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Яку­тия).

Ис­пол­ни­тель­ская тра­ди­ция. Уст­ное вос­про­из­ве­де­ние эпо­са – соль­ная им­про­ви­за­ция пев­ца-ска­зи­те­ля (олон­хо­су­та), вклю­чаю­щая эпич. по­ве­ст­во­ва­ние (не­му­зы­каль­ный ре­чи­та­тив) и пе­ние (без ин­ст­ру­мен­таль­но­го со­про­во­ж­де­ния). Муз. сти­ли­сти­ка О. ар­ха­ич­на, ха­рак­тер ме­ло­дий в боль­шей сте­пе­ни оп­ре­де­ля­ет­ся тем­бром го­ло­са, чем зву­ко­вы­сот­но­стью. Пер­со­на­жи, по­яв­ляю­щие­ся по хо­ду ска­за­ния, име­ют свои по­сто­ян­ные муз. ха­рак­те­ри­сти­ки (ок. 10–20 ге­ро­ев в ка­ж­дом О.). Пря­мая речь по­ло­жи­тель­ных ге­ро­ев (бо­га­ты­ри Сред­не­го ми­ра, их род­ст­вен­ни­ки, ду­хи-по­кро­ви­те­ли, бо­га­тыр­ские ко­ни) пе­ре­да­ёт­ся в ви­де тор­же­ст­вен­ных плав­ных пе­сен дьи­эрэ­тии ырыа. Это уни­каль­ный пе­сен­ный стиль, в ко­то­ром ме­ло­дия рас­цве­че­на мно­же­ст­вом фаль­цет­ных при­зву­ков (кы­лы­сах) в вы­со­кой тес­си­ту­ре; в ре­зуль­та­те соз­да­ёт­ся впе­чат­ле­ние свое­об­раз­но­го соль­но­го двух­го­ло­сия. Ме­ло­дии дьи­эрэ­тии фор­муль­ные, в ос­но­ве – трёх, ре­же че­ты­рёх­сту­пен­ные ла­до­вые зву­ко­ря­ды с ис­поль­зо­ва­ни­ем мик­ро­то­но­вых ин­тер­ва­лов и эк­ме­ли­ки. Пес­ни ли­рич. жен­ских пер­со­на­жей (по­хи­щен­ная кра­са­ви­ца-не­вес­та, до­б­рая не­бес­ная ша­ман­ка, явив­шая­ся на по­мощь бо­га­ты­рю в об­ра­зе свя­щен­но­го бе­ло­го жу­рав­ля) ис­пол­ня­ют­ся в бо­лее обыч­ном пе­сен­ном сти­ле дэ­гэ­рэн ырыа (раз­ме­рен­ная, под­виж­ная пес­ня). Ко­мич. ге­рои так­же ха­рак­те­ри­зу­ют­ся сти­лем дэ­гэ­рэн, но с ис­поль­зо­ва­ни­ем осо­бых спо­со­бов зву­ко­из­вле­че­ния (с це­лью на­де­лить эти об­ра­зы за­по­ми­наю­щей­ся ма­не­рой ре­чи). Пес­ни отд. ге­ро­ев в сти­ле дьи­эрэ­тии мо­гут длить­ся ок. 1 ч, обыч­но дли­тель­ность од­но­го О. – два ве­че­ра по 8–10 ч (в про­шлом из­вест­ны слу­чаи, ко­гда О. дли­лось до 10 дней с пе­ре­ры­ва­ми на сон и еду). Тра­ди­ция О. со­хра­ня­ет­ся по­ны­не; кар­ти­ны жиз­ни, бы­та и во­ен. дей­ст­вий древ­них ге­ро­ев олон­хо­сут не­ред­ко до­пол­ня­ет близ­ки­ми со­вре­мен­ни­кам де­та­ля­ми.

Пер­вые за­пи­си О. на фо­но­граф сде­ла­ны в нач. 20 в. рос. эт­но­гра­фом В. И. Ио­хель­со­ном (фраг­мен­ты пе­сен бо­га­ты­рей из О. «Ди­тя-си­ро­ти­на»). Один из круп­ней­ших из­вест­ных олон­хо­су­тов – Ус­тин Нох­со­ров (1907–51), с его го­ло­са за­пи­са­но мно­же­ст­во эпич. пе­сен, в т. ч. пес­ни из О. «Нюр­гун Бо­отур Стре­ми­тель­ный» (1946).

Лит. и изд.: Пу­хов ИВ. Якут­ский ге­рои­че­ский эпос олон­хо: ос­нов­ные об­ра­зы. М., 1962; Нюр­гун Бо­отур Стре­ми­тель­ный. Якутск, 1975; Алек­се­ев Э. Е., Ни­ко­лае­ва НН. Об­раз­цы якут­ско­го пе­сен­но­го фольк­ло­ра. Якутск, 1981; Ил­ла­рио­нов В. В. Ис­кус­ст­во якут­ских олон­хо­су­тов. Якутск, 1982; Емель­я­нов НВ. Сю­же­ты ран­них ти­пов якут­ских олон­хо. М., 1983; Мо­гу­чий Эр Со­го­тох. Но­во­сиб., 1996; Се­ме­но­ва Л. Н. Эпи­чес­кий мир олон­хо: про­стран­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция и сю­же­ти­ка. СПб., 2006; Ил­ла­рио­но­ва Т. В. Тек­сто­ло­гия олон­хо «Мо­гу­чий Эр Со­го­тох»: срав­ни­тель­ный ана­лиз раз­но­вре­мен­ных за­пи­сей. Но­во­сиб., 2008.

Вернуться к началу