Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОЛОВО́Л

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 119

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Луховицкий

ОЛОВО́Л (греч. ‘Ολόβωλος, ‘Ολόβολος) Ма­ну­ил (в мо­на­ше­ст­ве Мак­сим) (ок. 1245, ме­сто ро­ж­де­ния не­изв. – ме­ж­ду 1310 и 1314, Кон­стан­ти­но­поль), ви­зант. пи­са­тель. Ок. 1261 слу­жил в им­пер­ском сек­ре­та­риа­те при дво­ре Ми­хаи­ла VIII Па­лео­ло­га. В 1261, в свя­зи с под­держ­кой от­стра­нён­но­го от вла­сти ма­ло­лет­не­го Ио­ан­на IV Лас­ка­ри­са, по­пал в опа­лу, со­слан в мон. Ио­ан­на Пред­те­чи (Кон­стан­ти­но­поль). В 1265 по ре­ко­мен­да­ции пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Гер­ма­на III на­зна­чен гл. пре­по­да­ва­те­лем («ри­то­ром ри­то­ров») пат­ри­ар­шей шко­лы. В 1273 осу­дил уни­ат­скую по­ли­ти­ку им­пе­ра­то­ра, при­сту­пив­ше­го к под­го­тов­ке Ли­он­ско­го со­бо­ра (1274), за что был со­слан в мон. Ме­гас-Аг­рос (Ве­ли­кое По­ле) на юж. бе­ре­гу Мра­мор­но­го мо­ря. По­сле смер­ти в 1282 Ми­хаи­ла VIII вер­нул­ся к пре­по­да­ва­нию и уп­ро­чил своё по­ло­же­ние в Церк­ви, став вел. про­то­син­кел­лом (по­мощ­ни­ком пат­риар­ха) и при­няв уча­стие в ан­ти­уни­ат­ском по­ме­ст­ном Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре 1285.

Лит. на­сле­дие О. пред­став­ле­но по­эма­ми в честь им­пе­ра­то­ров Ми­хаи­ла VIII и Ан­д­ро­ни­ка II Па­лео­ло­га по слу­чаю це­ре­мо­нии «про­кип­си­са» (тор­же­ст­вен­но­го яв­ле­ния им­пе­ра­то­ра под­дан­ным), со­вер­шав­шей­ся на Ро­ж­де­ст­во или Бо­го­явле­ние; ре­ча­ми и па­не­ги­ри­ка­ми Ми­хаи­лу VIII, в ко­то­рых О. про­слав­ля­ет ус­пе­хи им­пе­ра­то­ра в де­ле воз­ро­ж­де­ния об­ра­зо­ва­ния; ком­мен­та­рия­ми к Фео­кри­ту и «Пер­вой Ана­ли­ти­ке» Ари­сто­те­ля; ям­бич. эк­фра­си­сом ико­ны прп. Ма­рии Еги­пет­ской. Пе­ре­вёл на греч. яз. и снаб­дил ком­мен­та­рия­ми трак­та­ты Бо­эция «О раз­лич­ных ти­пах умо­зак­лю­че­ний» и «О ги­по­те­ти­че­ских сил­ло­гиз­мах» (ра­нее пе­ре­во­ды при­пи­сы­ва­лись Мак­си­му Пла­ну­ду). Сло­во О. на Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в ори­ги­на­ле не со­хра­ни­лось, од­на­ко дош­ло до нас в слав. пе­ре­во­де 1-й пол. 14 в.

Изд.: Manuelis Holoboli Orationes / Ed. M. Treu. Potsdam, 1906–1907. Vol. 1–2; Pre­viale L. Un panegirico inedito per Michele VIII Paleologo // Byzantinische Zeitschrift. 1942. Bd 42; Boethius. De topicis differentiis ϰα Βυζαντινὲς μεταφράσεις τν ΜανουὴλΟλοβλου ϰα Προχόρου Κυδνη / ́Εϰδ Νιϰήτας ΔΖ. Αθήνα. 1991.

Лит.: Treu M. M. Holobolos // Byzan­ti­nische Zeitschrift. 1896. Bd 5; Hannick Ch. M. Ho­lo­bolos in der kirchenslavischen ho­miletischen Li­teratur. W., 1981; Constantini­des C. N. Higher education in Byzantium in the 13th and early 14th centuries, 1204 – ca. 1310. Nicosia, 1982; Mergiali S. L’enseignement et les lettrés pendant l’époque des Paléologues (1261–1453). Athènes, 1996.

Вернуться к началу