Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОЭ́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 365

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НОЭ́ЛЬ (от франц. Noёl – Ро­ж­де­ст­во), стро­фич. фор­ма ро­ж­де­ст­вен­ской пес­ни, воз­ник­шая во Фран­ции 15 в. как род па­ра­ли­тур­ги­че­ской (вне­цер­ков­ной) му­зы­ки на нар. тек­сты. Текст Н. обыч­но раз­ра­ба­ты­вал те­му по­кло­не­ния пас­ту­хов из ис­то­рии Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, со­сто­ял из 8 сти­хов: че­ты­ре сти­ха 6-слож­ные, один 12-слож­ный, два 8-слож­ные, по­след­ний – 6-слож­ный. Су­ще­ст­во­ва­ли реф­рен­ная (с при­пе­вом) и без­реф­рен­ная раз­но­вид­но­сти Н. Фор­ма пе­ре­жи­ва­ла рас­цвет в 16 в., ко­гда бы­ли на­пе­ча­та­ны мно­го­числ. нот­ные сбор­ни­ки. На­ря­ду с од­но­го­лос­ны­ми соз­да­ва­лись мно­го­голос­ные Н. в сти­ле по­ли­фо­ни­чес­ких шан­сон. Пе­ре­тек­стов­ке (кон­тра­фак­ту­ре) ино­гда под­вер­га­лись рас­пе­вы ка­то­лич. ли­тур­гии (гим­ны, се­к­вен­ции и др.). В 17 в. из­вест­ны про­ти­во­по­лож­ные слу­чаи пе­ре­тек­стов­ки на­род­ных Н. в ли­тур­гич. прак­ти­ке («По­лу­ноч­ная мес­са» М. А. Шар­пан­тье). Соз­да­ва­лись так­же ин­ст­ру­мен­таль­ные об­ра­бот­ки Н. (от про­стых гар­мо­ни­за­ций до ор­ган­ных транс­крип­ций франц. му­зы­кан­тов Н. Жи­го, А. Ре­зо­на, Н. Ле­бе­га). Во вре­мя Франц. ре­во­лю­ции 18 в. рас­пе­ва­лись Н. с са­ти­рич. и др. тек­ста­ми, в т. ч. на мо­тив «Мар­сель­е­зы». Мо­ло­дой А. С. Пуш­кин на­звал од­но из сво­их са­ти­рич. сти­хо­тво­ре­ний «Сказ­ки. Noёl» («Ура! В Рос­сию ска­чет / Ко­чую­щий дес­пот...», 1818). В 19 в. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние ро­ман­сы и арии на ста­рин­ные тек­сты Н. (сре­ди ав­то­ров – А. Адан), ор­ган­ные об­ра­бот­ки на­пе­вов по­пу­ляр­ных Н. («Ста­рый но­эль» С. Фран­ка).

Лит.: Тьер­со Ж. Ис­то­рия на­род­ной пес­ни во Фран­ции. М., 1975.

Вернуться к началу