Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОНН ПАНОПОЛИТА́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 282

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Луховицкий

НОНН ПАНОПОЛИТА́НСКИЙ, Нонн из Хми­ма (греч. Νόννος Πανοπολτης), ран­не­ви­зан­тий­ский по­эт 5 в. Воз­мож­но, копт по про­ис­хо­ж­де­нию. Био­гра­фич. све­де­ния об Н. П. прак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ют. Из тру­дов ис­то­ри­ка Ага­фия Ми­ри­ней­ско­го и собств. за­ме­ча­ний Н. П. мож­но за­клю­чить, что он про­ис­хо­дил из Па­но­по­ля (ны­не г. Ах­мим) в Верх­нем Егип­те, так­же бы­вал в Бей­ру­те, жил в Алек­сан­д­рии.

Н. П. из­вес­тен как ав­тор двух гек­са­мет­рич. эпо­сов: язы­че­ско­го – «Дея­ния Дио­ни­са» («Τα Διονυσιαϰά»; опубл. в 1569; рус. пер. 1997) и хри­сти­ан­ско­го – «Па­ра­фра­за свя­то­го Еван­ге­лия от Ио­ан­на» («Μεταβολη το ϰαταΙωάννην ἁγου Εὐαγγελου»; опубл. Ма­ну­ци­ем Аль­дом Стар­шим в 1501–04; рус. пе­ре­вод под назв. «Дея­ния Ии­су­са: па­ра­фра­за свя­то­го Еван­ге­лия от Ио­ан­на», 2004). По­эма «Дея­ния Дио­ни­са» – наи­бо­лее про­стран­ное эпич. со­чи­не­ние ан­тич­но­сти (48 книг, св. 21000 сти­хов) с чрез­вы­чай­но слож­ной ком­по­зи­ци­ей; её те­ма – про­ис­хо­ж­де­ние Дио­ни­са, его воз­му­жа­ние и под­ви­ги (пре­ж­де все­го по­ко­ре­ние Ин­дии). По­эма ос­но­ва­на на си­ро-ма­ло­азий­ских и егип. ле­ген­дах, ан­тич­ных тра­ге­ди­ях, «Ар­го­нав­ти­ке» Апол­ло­ния Ро­дос­ско­го, ас­т­ро­ло­гич. со­чи­не­ни­ях, а так­же на эл­ли­ни­стич. ро­ма­не («Лев­кип­па и Кли­то­фонт» Ахил­ла Та­тия) и, воз­мож­но, «Ме­та­мор­фо­зах» Ови­дия. «Па­ра­фра­за…» в зна­чит. ме­ре опи­ра­ет­ся на тол­ко­ва­ния Еван­ге­лия от Ио­ан­на св. Ки­рил­ла Алексан­д­рий­ско­го­ (425–428), а бо­го­слов­ский ана­лиз со­дер­жа­ния по­зво­ля­ет да­ти­ро­вать её пе­рио­дом ме­ж­ду Эфес­ским (431) и Хал­ки­дон­ским (451) со­бо­ра­ми. При­над­леж­ность обо­их эпо­сов Н. П. ста­ви­лась под со­мне­ние как ви­зант. грам­ма­ти­ка­ми (в ря­де ру­ко­пи­сей «Па­ра­фра­зы…» ука­за­ны др. ав­то­ры, боль­шин­ст­во же спи­сков «Дея­ний Дио­ни­са» ано­ним­ны), так и в бо­лее позд­них со­чи­не­ни­ях, од­на­ко сти­ли­стич. и мет­рич. ана­лиз по­эм оп­ре­де­лён­но сви­де­тель­ст­ву­ет о на­ли­чии об­ще­го ав­то­ра. По­этич. язык Н. П., в лек­сич. от­но­ше­нии ори­ен­ти­рую­щий­ся на по­эзию Го­ме­ра, изо­би­лу­ет мно­го­член­ны­ми ме­та­фо­ра­ми, оп­ре­де­ле­ния­ми, ан­то­но­ма­сия­ми, что, по мне­нию С. С. Аве­рин­це­ва, сбли­жа­ет его с язы­ком бо­го­слов­ских трак­татов Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та. С мет­ри­че­ской точ­ки зре­ния, по­эзия Н. П. пред­став­ля­ет со­бой по­пыт­ку ре­фор­ми­ро­вать ан­тич­ное кван­ти­та­тив­ное сти­хо­сло­же­ние, со­от­не­ся его с ак­ту­аль­ным со­стоя­ни­ем греч. яз., ут­ра­тив­ше­го муз. уда­рение и про­ти­во­пос­тав­ле­ние сло­гов по дол­го­те. Влия­ние «Дея­ний Дио­ни­са» мож­но об­на­ру­жить в по­эме Дж. Ма­ри­но «Адо­нис».

Cоч.: Dionysiaca. B., 1959. Vol. 1–2; Па­мят­ни­ки позд­ней ан­тич­ной по­эзии и про­зы II–V в. М., 1964. С. 66–75.

Лит.: Golega J. Studien über die Evangelien­dichtung des Nonnos von Panopolis. Breslau, 1930; Lexikon zu den Dionysiaka des Nonnos. B., 1968–1975. Bd 1–4; Abel-Wilmanns B. Der Erzählaufbau der Dionysiaka des Nonnos von Panopolis. Fr./M. u. a., 1977; Аве­рин­цев С. С. По­эзия Нон­на Па­но­по­ли­тан­ско­го как за­клю­чи­тель­ная фа­за эво­лю­ции ан­тич­но­го эпо­са // Па­мят­ни­ки книж­но­го эпо­са: Стиль и ти­по­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти. М., 1978. С. 212–229; он же. По­эти­ка ран­не­ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ры. СПб., 2004; Studies in the Dionysiaca of Nonnus. Camb., 1994; За­ха­ро­ва А. В., Тор­ши­лов Д. О. Гло­бус звезд­но­го не­ба: по­эти­че­ская мас­тер­ская Нон­на Па­но­по­ли­тан­ско­го. М., 2003.

Вернуться к началу