НОНН ПАНОПОЛИТА́НСКИЙ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОНН ПАНОПОЛИТА́НСКИЙ, Нонн из Хмима (греч. Νόννος ὁ Πανοπολίτης), ранневизантийский поэт 5 в. Возможно, копт по происхождению. Биографич. сведения об Н. П. практически отсутствуют. Из трудов историка Агафия Миринейского и собств. замечаний Н. П. можно заключить, что он происходил из Панополя (ныне г. Ахмим) в Верхнем Египте, также бывал в Бейруте, жил в Александрии.
Н. П. известен как автор двух гексаметрич. эпосов: языческого – «Деяния Диониса» («Τα Διονυσιαϰά»; опубл. в 1569; рус. пер. 1997) и христианского – «Парафраза святого Евангелия от Иоанна» («Μεταβολη τοῦ ϰατα ’Ιωάννην ἁγίου Εὐαγγελίου»; опубл. Мануцием Альдом Старшим в 1501–04; рус. перевод под назв. «Деяния Иисуса: парафраза святого Евангелия от Иоанна», 2004). Поэма «Деяния Диониса» – наиболее пространное эпич. сочинение античности (48 книг, св. 21000 стихов) с чрезвычайно сложной композицией; её тема – происхождение Диониса, его возмужание и подвиги (прежде всего покорение Индии). Поэма основана на сиро-малоазийских и егип. легендах, античных трагедиях, «Аргонавтике» Аполлония Родосского, астрологич. сочинениях, а также на эллинистич. романе («Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия) и, возможно, «Метаморфозах» Овидия. «Парафраза…» в значит. мере опирается на толкования Евангелия от Иоанна св. Кирилла Александрийского (425–428), а богословский анализ содержания позволяет датировать её периодом между Эфесским (431) и Халкидонским (451) соборами. Принадлежность обоих эпосов Н. П. ставилась под сомнение как визант. грамматиками (в ряде рукописей «Парафразы…» указаны др. авторы, большинство же списков «Деяний Диониса» анонимны), так и в более поздних сочинениях, однако стилистич. и метрич. анализ поэм определённо свидетельствует о наличии общего автора. Поэтич. язык Н. П., в лексич. отношении ориентирующийся на поэзию Гомера, изобилует многочленными метафорами, определениями, антономасиями, что, по мнению С. С. Аверинцева, сближает его с языком богословских трактатов Дионисия Ареопагита. С метрической точки зрения, поэзия Н. П. представляет собой попытку реформировать античное квантитативное стихосложение, соотнеся его с актуальным состоянием греч. яз., утратившего муз. ударение и противопоставление слогов по долготе. Влияние «Деяний Диониса» можно обнаружить в поэме Дж. Марино «Адонис».