Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НО́ВАК

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 104

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Цыбенко

НО́ВАК (Nowak) Та­де­уш (11.11.1930, дер. Си­ко­жи­це, гми­на Вет­ши­хо­ви­це Кра­ков­ско­го вое­вод­ст­ва, ны­не Тар­нув­ско­го по­вя­та Ма­ло­поль­ско­го вое­вод­ст­ва – 10.8.1991, г. Скер­не­ви­це), польск. пи­са­тель. Ро­дил­ся в кре­сть­ян­ской се­мье. Окон­чил Ягел­лон­ский ун-т в Кра­ко­ве (1954). Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1948, пер­вый по­этич. сб. – «Учусь го­во­рить» («Ucz si mówić», 1953). По­эзия Н., про­ник­ну­тая биб­лей­ски­ми мо­ти­ва­ми в со­че­та­нии со слав. ми­фо­ло­ги­ей, близ­ка фольк­лор­ным жан­рам пес­ни, бал­ла­ды: цикл «Псал­мы» («Psalmy», 1971), сб-ки «Бе­лее сне­га» («Bielsze nad śnieg», 1973), «Мо­лит­вы и чёт­ки» («Pacierze i paciorki», 1988). В 1960-е гг. об­ра­тил­ся к про­зе: по­вес­ти «Ино­пле­мен­ная бал­ла­да» («Obcop­le­mien­na ballada», 1963), «Та­кая боль­шая свадь­ба» («Takie wiksze wesele», 1966) и др. Наи­бо­лее из­вест­ное про­из­ве­де­ние Н. – ро­ман «А как бу­дешь ко­ро­лём, а как бу­дешь па­ла­чом» («A jak królem, a jak katem bdziesz», 1968, рус. пер. 1980), в ко­то­ром со­бы­тия 2-й ми­ро­вой вой­ны и гит­ле­ров­ской ок­ку­па­ции по­ка­за­ны сквозь приз­му нар. пред­став­ле­ний о смер­ти, люб­ви, рае, гре­хе и очи­ще­нии. Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель польск. «де­ре­вен­ской про­зы»: ро­ма­ны «Чер­ти» («Dia­bł y», 1971, рус. пер. 1976), «Две­на­дцать» («Dwu­nastu», 1974), «Про­рок» («Prorok», 1977, рус. пер. 1980) о судь­бах кре­сть­ян­ст­ва в во­ен. и по­сле­во­ен­ные го­ды. Не­при­ятие го­род­ской ци­ви­ли­за­ции, кри­зис об­ществ. соз­на­ния от­ра­зи­лись в ро­ма­не «Бла­гим ма­том» («Wnie­bogłosy», 1982), не­окон­чен­ных по­вес­тях «Я их ещё слы­шу, ещё ви­жу» («Jeszcze ich słysz, widz jeszcze»), «Как в раз­би­том зер­ка­ле» («Jak w rozbitym lustrze», обе опубл. в 1999). Для тя­го­тею­щей к прит­че про­зы Н. ха­рактер­на ска­зо­вая ма­не­ра пись­ма; в позд­них про­из­ве­де­ни­ях уси­ли­ва­ют­ся гро­теск и иро­ния. Твор­че­ст­во Н. спо­соб­ст­во­ва­ло об­нов­ле­нию польск. лит. язы­ка.

Соч.: Wiersze wybrane. Warsz., 1978; Ко­рот­кая шея: Сб. сти­хов. М., 2009.

Лит.: Пи­от­ров­ская А. Г. Т. Но­вак // Пи­са­те­ли На­род­ной Поль­ши. М., 1976; Brudnicki J. Z. T. Nowak. Warsz., 1978; T. Nowak: zbiór re­cen­zji i szkiców o twórczości pisarza. Warsz., 1981; Sulima R. T. Nowak. Warsz., 1986; Balbus S. T. Nowak: modły jutrzenne–modły wieczorne: poezja w czasie marnym: o metafi­zy­ce i historiografii poezji T. Nowaka. Kraków, 1992; Цы­бен­ко О. В. Ми­фо­ло­ги­че­ский реа­лизм в твор­че­ст­ве Т. Но­ва­ка // Сла­вян­ский мир в треть­ем ты­ся­че­ле­тии: Меж­куль­тур­ный и меж­кон­фес­сио­наль­ный диа­лог сла­вян­ских на­ро­дов. М., 2011.

Вернуться к началу