Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИМА́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 48

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Рейснер

НИМА́ Юшидж (псевд.; наст. имя Али Эс­фен­дя­ри) [1897(?), се­ле­ние Юш, пров. Ма­зен­де­ран – 6.1.1960, Те­ге­ран], перс. по­эт, лит. кри­тик. Дет­ст­во про­вёл сре­ди ко­чев­ни­ков. По­сле пе­ре­ез­да в Те­ге­ран (ок. 1908) учил­ся в мед­ре­се, окон­чил франц. шко­лу Сен-Луи (ок. 1917). Ис­пы­тал влия­ние П. Вер­ле­на, А. Рем­бо, С. Мал­лар­ме. В 1931–33 ра­бо­тал учи­те­лем; в 1938–41 – в ж. «Му­си­ки» («Му­зы­ка»).

Де­бю­ти­ро­вал по­эмой «По­эма о по­блёк­шем» («Кес­сейе ран­гпа­ри­де», 1921), на­ве­ян­ной твор­че­ст­вом Джа­ла­ла ад-Ди­на Ру­ми. Из­вест­ность при­нес­ла ро­ман­тич. по­эма о пер­вой люб­ви «Сказ­ка» («Аф­са­не», 1-я ред. – 1921; 2-я ред. – 1950). К ран­не­му пе­рио­ду твор­че­ст­ва от­но­сит­ся так­же по­эма «Се­мья сол­да­та» («Ха­не­ва­дейе сар­баз», 1925) о жиз­ни кре­сть­ян­ской се­мьи в пе­ри­од 1-й ми­ро­вой вой­ны.

Н. ввёл «сво­бод­ный» аруд, в ко­то­ром нор­мы клас­сич. стихосложения при­ме­ня­лись бо­лее про­из­воль­но, что спо­соб­ст­во­ва­ло рит­ми­ко-ин­то­нац. раз­но­об­ра­зию, а так­же раз­ра­бо­тал но­вую сис­те­му изо­бра­зит. средств («баф­те та­зе», букв. – «но­вое пле­те­ние»). Пер­вым во­пло­ще­ни­ем но­вых прин­ци­пов ста­ло стих. «Фе­никс» («Гог­нус», 1936), ока­зав­шее за­мет­ное влия­ние на по­этов-но­ва­то­ров 2-й пол. 20 в. (С. Кес­раи, Н. На­дер­пур и др.). Наи­бо­лее зна­чит. ли­рич. сти­хо­тво­ре­ния Н. от­но­сят­ся к нач. 1940-х гг.: «Льёт­ся лун­ный свет…» («Ми­та­ра­вад мах­таб…»), «Пти­ца пе­ча­ли» («Мор­ге гам»), «О, лю­ди!» («Эй, адам­ха!»). Ма­ни­фе­стом «но­вой по­эзии» («ше’ре ноу») ста­ла ста­тья Н. «Два пись­ма» («До на­ме», 1946), в ко­то­рой он тео­ре­ти­че­ски обос­но­вал ре­фор­му сти­ха, сфор­му­ли­ровав це­ли и за­да­чи совр. по­эзии. Ав­тор сбор­ни­ка лит.-кри­тич. ста­тей «Це­на чувств» («Ар­зе­ше эх­са­сат», 1956). По­след­нее круп­ное про­из­ве­де­ние – фи­лос. по­эма «Ма­не­ли» (1957) на сю­жет нар. япон. сказ­ки о ры­ба­ке и его воз­люб­лен­ной – ру­сал­ке. Твор­че­ст­во Н. со­вме­ща­ет в се­бе чер­ты ро­ман­тич. и реа­ли­стич. эс­те­ти­ки, а так­же эле­мен­ты разл. мо­дер­ни­ст­ских стра­те­гий (эк­зи­стен­циа­лиз­ма, сюр­реа­лиз­ма и др.).

Соч.: Мои сти­хи. Те­ге­ран, 1966 (на перс. яз.).

Лит.: Кляш­то­ри­на В. Б. «Но­вая по­эзия» в Ира­не. М., 1975.

Вернуться к началу