НЕ́ЗВАЛ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕ́ЗВАЛ (Nezval) Витезслав (26.5.1900, с. Бискоупки, Моравия – 6.4.1958, Прага), чеш. поэт, нар. деятель искусств Чехословакии (1953). Сын сельского учителя. В 1919–20 изучал право и философию в ун-тах Брно и Праги. Печатался с 1919. В ранних произведениях в духе авангардизма – сб. «Мост» («Most»), лиро-эпич. поэма «Удивительный кудесник» («Podivuhodný kouzelník») (все 1922) – выказал солидарность с революц. движением. В 1923 совм. с К. Тейге основал течение поэтизм, принципы которого нашли отражение в поэтич. сб-ках «Пантомима» («Pantomima», 1924), «Маленький розарий» («Menší růžová záhrada», 1926) и др. Разочарование в поэтизме наметилось в поэмах «Акробат» («Akrobat», 1927), «Эдисон» («Edison», 1928), где Н. отходит от развлекательности, прославляет разум и смелые деяния людей. Расширение проблемно-стилевого диапазона Н. проявилось в сб-ках «Поэмы ночи» («Básně noci», 1930), «Стеклянный плащ» («Skleněný havelok», 1932) и др. В марте 1934 создал группу чеш. сюрреалистов, пропагандировал сюрреализм на 1-м съезде сов. писателей (1934). Отдавая должное сюрреалистич. фантазиям [сб. «Абсолютный могильщик» («Absolutní hrobař», 1937)], стремился с помощью лирич. интонации и предметных образов выразить не столько абсурдность, сколько поэзию бытия, силу сокровенных чувств: сб-ки «Женщина во множественном числе» («Žеnа v мnožném čísle»), «Прага с пальцами дождя» («Praha s prsty deště»; оба 1936), «Мать-надежда» («Мatka Naděje», 1938).
Весной 1938 Н. объявил о роспуске группы; обратился к классич. размерам, патриотич. и антифашистской тематике: поэма «Историческое полотно» («Historický obraz»), сб. «В пяти минутах от города» («Pět minut za městem», все 1939). После 2-й мировой войны поддерживал социалистич. преобразования, борьбу за мир; развивал пейзажную и любовную лирику: сб. «Васильки и города» («Сhrpy a města», 1955); поэмы «Песнь мира» («Zpěv míru», 1950), «О родном крае» («Z domoviny», 1951) и др.
Среди др. сочинений: автобиографич. романы «Хроника с конца тысячелетия» («Kronika z konce tisíciletí », 1929), «Dolce far niente» (1931); документальные очерки «Невидимая Москва» («Neviditelná Moskva», 1935), «Пражский пешеход» («Pražský chodec», 1938); неоконченные мемуары «О моей жизни» («Z mého životа», 1959); пьесы в стихах, кино- и радиосценарии, либретто, водевили; эссе о творчестве, переводы.