МОРА́ВИА
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОРА́ВИА (Moravia) Альберто (псевд.; наст. фам. Пинкерле, Pincherle) (28.11.1907, Рим – 26.9.1990, там же), итал. писатель, журналист. С 1916 страдал костным туберкулёзом, что помешало ему завершить среднее образование; самостоятельно изучал классич. лит-ру, иностр. языки. Печатался с 1927 (поэзия, рассказы). Первое значит. сочинение М. – психологич. роман «Равнодушные» («Gli indifferenti», 1929, рус. пер. 1976), имевший большой успех у читателей, но враждебно встреченный офиц. фашистской критикой. Cоциально-критич. роман «Обманутые ожидания» («Le ambizioni sbagliate», 1935), в котором ощущалось влияние романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», был запрещён Ватиканом. В 1935–37 жил в США (читал лекции в Колумбийском ун-те), затем во Франции и Мексике. Сатирич. роман «Маскарад» («La mascherata», 1941), где в иносказательной форме изображён Б. Муссолини, привёл к резкому конфликту М. с правящим режимом. В 1941–62 женат на Э. Моранте; в 1943 вместе с ней скрывался от полиции в г. Фонди (Чочария); эта местность была воссоздана им в близком к эстетике неореализма романе «Чочара» («La Ciociara», 1957, рус. пер. 1958; экранизация – В. Де Сика, 1960), повествующем о влиянии войны на судьбы простых людей.
Расцвет творчества М. пришёлся на послевоенные годы: сочетающий социальную критику с библейскими мотивами роман «Римлянка» («La romana», 1947, рус. пер. 1978); повесть «Непослушание» («La disubbidienza», 1948); антифашистский роман «Конформист» («Il Conformista», 1951, рус. пер. 1994, экранизация Б. Бертолуччи, 1970); роман о судьбе иск-ва в совр. Италии «Презрение» («Il disprezzo», 1954, рус. пер. 1978; экранизация Ж. Л. Годара, 1963). В 1953 стал одним из основателей ж. «Новые аргументы» («Nuovi argomenti»), на страницах которого публиковались сочинения Ж. П. Сартра, Э. Витторини, И. Кальвино и др. Быт и нравы римлян описаны М. в сб-ках «Римские рассказы» («I racconti romani», 1954) и «Новые римские рассказы» («Nuovi racconti romani», 1959). Весной 1956 посетил СССР; впечатления от поездки отразил в эссе «Месяц в СССР» («Un mese in URSS», 1958). Роман «Скука» («La noia», 1960, рус. пер. 1992) посвящён теме отчуждения человека в совр. обществе. В 1989 вновь посетил Россию, где вместе с Д. С. Лихачёвым и С. С. Аверинцевым cтал одним из учредителей Междунар. ассоциации интеллектуалов «Мир культуры». В 1984–89 депутат Европейского парламента. До последних дней активно работал журналистом, в т. ч. в газ. «Corriere della Sera» и ж. «Espresso».
Среди сочинений М.: сб. очерков «Человек как завершение и другие эссе» («L’uomo come fine e altri saggi», 1964); эксперим. роман «Внимание» («L’attenzione», 1965); отмеченный влиянием фрейдизма гротескный роман «Я и он» («Io e lui», 1971, рус. пер. 1994); драматургия, в т. ч. трагедия «Беатриче Ченчи» («Beatrice Cenci», 1955, рус. пер. 1957), пьесы «Бог Курт» («Il dio Kurt», 1968) и «Жизнь есть игра» («La vita è gioco», 1969).