Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОРА́ВИА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 88

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Галатенко
А. Моравиа. Портрет работы Р. Гуттузо. 1940.

МОРА́ВИА (Moravia) Аль­бер­то (псевд.; наст. фам. Пин­кер­ле, Pincherle) (28.11.1907, Рим – 26.9.1990, там же), итал. пи­са­тель, жур­на­лист. С 1916 стра­дал ко­ст­ным ту­бер­ку­лё­зом, что по­ме­ша­ло ему за­вер­шить сред­нее об­ра­зо­ва­ние; са­мо­стоя­тель­но изу­чал клас­сич. лит-ру, иностр. язы­ки. Пе­ча­тал­ся с 1927 (по­эзия, рас­ска­зы). Пер­вое зна­чит. со­чи­не­ние М. – пси­хо­ло­гич. ро­ман «Рав­но­душ­ные» («Gli indifferenti», 1929, рус. пер. 1976), имев­ший боль­шой ус­пех у чи­та­те­лей, но враж­деб­но встре­чен­ный офиц. фа­ши­ст­ской кри­ти­кой. Cоциально-кри­тич. ро­ман «Об­ма­ну­тые ожи­да­ния» («Le am­bi­zioni sba­g­li­ate», 1935), в ко­то­ром ощу­ща­лось влия­ние ро­ма­на Ф. М. Дос­то­ев­ско­го «Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние», был за­пре­щён Ва­ти­ка­ном. В 1935–37 жил в США (чи­тал лек­ции в Ко­лум­бий­ском ун-те), за­тем во Фран­ции и Мек­си­ке. Са­ти­рич. ро­ман «Мас­ка­рад» («La mas­che­rata», 1941), где в ино­ска­за­тель­ной фор­ме изо­бра­жён Б. Мус­со­ли­ни, при­вёл к рез­ко­му кон­флик­ту М. с пра­вя­щим ре­жи­мом. В 1941–62 же­нат на Э. Мо­ран­те; в 1943 вме­сте с ней скры­вал­ся от по­ли­ции в г. Фон­ди (Чо­ча­рия); эта ме­ст­ность бы­ла вос­соз­да­на им в близ­ком к эс­те­ти­ке нео­реа­лиз­ма ро­ма­не «Чо­ча­ра» («La Ciociara», 1957, рус. пер. 1958; эк­ра­ни­за­ция – В. Де Си­ка, 1960), по­ве­ст­вую­щем о влия­нии вой­ны на судь­бы про­стых лю­дей.

Рас­цвет твор­че­ст­ва М. при­шёл­ся на по­сле­во­ен­ные го­ды: со­че­таю­щий со­ци­аль­ную кри­ти­ку с биб­лей­ски­ми мо­ти­ва­ми ро­ман «Рим­лян­ка» («La romana», 1947, рус. пер. 1978); по­весть «Не­по­слу­ша­ние» («La disubbidienza», 1948); ан­ти­фа­ши­ст­ский ро­ман «Кон­фор­мист» («Il Conformista», 1951, рус. пер. 1994, эк­ра­ни­за­ция Б. Бер­то­луч­чи, 1970); ро­ман о судь­бе иск-ва в совр. Ита­лии «Пре­зре­ние» («Il disprezzo», 1954, рус. пер. 1978; эк­ра­ни­за­ция Ж. Л. Го­да­ра, 1963). В 1953 стал од­ним из ос­но­ва­те­лей ж. «Но­вые ар­гу­мен­ты» («Nuovi ar­go­men­ti»), на стра­ни­цах ко­то­ро­го пуб­ли­ко­ва­лись со­чи­не­ния Ж. П. Сар­тра, Э. Вит­то­ри­ни, И. Каль­ви­но и др. Быт и нра­вы рим­лян опи­са­ны М. в сб-ках «Рим­ские рас­ска­зы» («I racconti romani», 1954) и «Но­вые рим­ские рас­ска­зы» («Nuovi racconti romani», 1959). Вес­ной 1956 по­се­тил СССР; впе­чат­ле­ния от по­езд­ки от­ра­зил в эс­се «Ме­сяц в СССР» («Un mese in URSS», 1958). Ро­ман «Ску­ка» («La noia», 1960, рус. пер. 1992) по­свя­щён те­ме от­чу­ж­де­ния че­ло­ве­ка в совр. об­ще­ст­ве. В 1989 вновь по­се­тил Рос­сию, где вме­сте с Д. С. Ли­ха­чё­вым и С. С. Аве­рин­це­вым cтал од­ним из уч­ре­ди­те­лей Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­ции ин­тел­лек­туа­лов «Мир куль­ту­ры». В 1984–89 де­пу­тат Ев­ро­пей­ско­го пар­ла­мен­та. До по­след­них дней ак­тив­но ра­бо­тал жур­на­ли­стом, в т. ч. в газ. «Corriere della Sera» и ж. «Es­presso».

Сре­ди со­чи­не­ний М.: сб. очер­ков «Че­ло­век как за­вер­ше­ние и дру­гие эс­се» («L’uomo come fine e altri saggi», 1964); экс­пе­рим. ро­ман «Вни­ма­ние» («L’at­tenzione», 1965); от­ме­чен­ный влия­ни­ем фрей­диз­ма гро­те­ск­ный ро­ман «Я и он» («Io e lui», 1971, рус. пер. 1994); дра­ма­тур­гия, в т. ч. тра­ге­дия «Бе­ат­ри­че Чен­чи» («Beatrice Cenci», 1955, рус. пер. 1957), пье­сы «Бог Курт» («Il dio Kurt», 1968) и «Жизнь есть иг­ра» («La vita è gioco», 1969).

Соч.: Opere. Mil., 2000–2007. Vol. 1–4; Из­бран­ное. М., 2001. Т. 1–3; Impegno controvog­lia: saggi, articoli, interviste. Mil., 2008.

Лит.: A. Moravia: il narratore e i suoi testi. Roma, 1987; Lauta G. La scrittura di Moravia. Mil., 2005; Mascaretti V. La speranza violenta: A. Moravia e il romanzo di formazione. Bologna, 2006; Ceccatty R. de. A. Moravia. [Mil.], 2010.

Вернуться к началу