Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЛЯ́ДА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 587

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Монисова

КОЛЯ́ДА Ни­ко­лай Вла­ди­ми­ро­вич (р. 4.12.1957, с. Пре­сно­горь­ков­ка Кус­та­най­ской обл. Ка­зах. ССР), рус. дра­ма­тург, про­за­ик, ре­жис­сёр. В 1977 окон­чил Сверд­лов­ское те­атраль­ное уч-ще, в 1977–83 (с пе­ре­ры­вом) ак­тёр Сверд­лов­ско­го ака­де­мич. те­ат­ра дра­мы. В 1982 де­бю­ти­ро­вал как про­за­ик (рас­сказ «Склиз­ко!»). В 1989 окон­чил Лит. ин-т им. М. Горь­ко­го. Жи­вёт и ра­бо­та­ет в Ека­те­рин­бур­ге. С нач. 1990-х гг. вы­сту­па­ет как ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик собств. пьес (в Ека­те­рин­бур­ге, Мо­ск­ве, в Гер­ма­нии). С 1994 пре­по­да­ёт в Ека­те­рин­бург­ском гос. те­ат­раль­ном ин-те; чи­тал лек­ции о совр. рус. дра­ма­тур­гии и те­ат­ре в зап.-ев­роп. уни­вер­си­те­тах. С 1999 гл. ре­дак­тор лит.-ху­дож. ж. «Урал». В 2001 соз­дал в Ека­те­рин­бур­ге «Ко­ля­да-те­атр». Пер­вая пье­са К.  «Иг­ра­ем в фан­ты» (1986, пост. в 1988) при­нес­ла ему из­вест­ность и бы­ла по­став­ле­на на мн. сце­нах стра­ны. За ней по­сле­до­ва­ли пье­сы «Ба­рак» (1988), «Ку­ри­ца» (1989, эк­ра­ни­за­ция В. М. Хо­вен­ко, 1991), «Мур­лин Мур­ло» (1989, пост. в 1990, реж. Г. Б. Вол­чек), «Аме­ри­кан­ка» (1991), «Ка­но­тье» (1992), «По­ло­нез Огин­ско­го» (1993, пост. в 1994, ре­жис­сё­ры К. и Р. Г. Вик­тюк), «Пер­сид­ская си­рень» (1995, пост. в 1996, реж. Б. Л. Миль­грам), «Мы едем, едем, едем…» (1995, пост. в 1996, реж. Вол­чек), «Ста­ро­свет­ские по­ме­щи­ки» (по мо­ти­вам од­но­им. по­ве­сти Н. В. Го­го­ля, 2000, пост. в 2000, реж. В. В. Фо­кин), «Ту­тан­ха­мон» (2002), «Ами­го» (2002); цик­лы од­но­акт­ных пьес «Хру­щёв­ка» (1993–1997), «Крен­де­ля» (2002–03) и мн. др. Дра­ма­тур­гия К., свя­зан­ная с тра­ди­ция­ми дра­мы «но­вой вол­ны» и лит. пост­мо­дер­низ­ма, ост­ро­сов­ре­мен­на по ма­те­риа­лу: в ней ис­сле­ду­ют­ся мар­ги­наль­ные слои совр. об­ще­ст­ва, тём­ные сто­ро­ны че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния. Вме­сте с тем в его луч­ших про­из­ве­де­ни­ях за шо­ки­рую­щи­ми под­роб­но­стя­ми бы­та и от­но­ше­ний ге­ро­ев об­на­ру­жи­ва­ет­ся эк­зи­стен­ци­аль­ная про­бле­ма­ти­ка: ге­рои К. в на­ив­ной, не­ле­пой, гру­бо­ва­то-шу­тов­ской, а по­рой и тра­гич. фор­ме пы­та­ют­ся об­рес­ти своё ме­сто в ми­ре. Боль­шин­ст­во тек­стов К. от­ли­ча­ют­ся оби­ли­ем ал­лю­зий и ци­тат, уме­лой иг­рой с раз­но­род­ны­ми пла­ста­ми язы­ка. Пье­сы К. пе­ре­ве­де­ны на мн. язы­ки ми­ра, ста­вят­ся в ве­ду­щих те­ат­рах стра­ны («Со­вре­мен­ник», Те­атр им. Вл. Мая­ков­ско­го, Те­атр на Ма­лой Брон­ной, Те­атр им. Мос­со­ве­та и др.), а так­же Ев­ро­пы, США, Ка­нады, Ав­ст­ра­лии. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний – кни­га про­зы «Ос­корб­лён­ный ев­рей­ский маль­чик» (1995), ин­сце­ни­ров­ки про­из­ве­де­ний А. Линд­грен, Л. И. Ла­ги­на, Ш. Пер­ро и др.

Соч.: Пье­сы для лю­би­мо­го те­ат­ра. Ека­те­рин­бург, 1994; «Пер­сид­ская си­рень» и дру­гие пье­сы. Ека­те­рин­бург, 1997; Уй­ди-уй­ди. Ека­те­рин­бург, 2000; Кар­мен жи­ва. Ека­те­рин­бург, 2002.

Лит.: Лей­дер­ман Н. Л. Дра­ма­тур­гия Н. Ко­ля­ды. Ка­менск-Ураль­ский, 1997.

Вернуться к началу