Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЛЬЦО́В

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 583

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин
А. В. Кольцов. Портрет работы К. А. Горбунова. 1838. Всероссийский музей А. С. Пушкина (С.-Петербург).

КОЛЬЦО́В Алек­сей Ва­силь­е­вич [3(15).10.1809, Во­ро­неж – 29.10(10.11).1842, там же], рус. по­эт. Из ме­щан, сын по­том­ст­вен­но­го пра­со­ла (тор­гов­ца ско­том). В 1821 окон­чил один класс двух­класс­но­го во­ро­неж­ско­го уезд­но­го учи­ли­ща, по­сле че­го отец при­влёк его к сво­ему пред­при­ятию, де­ла­ми ко­то­ро­го К. за­ни­мал­ся до кон­ца жиз­ни. Ра­но при­стра­стил­ся к чте­нию, в сер. 1820-х гг. на­чал со­чи­нять сти­хи, най­дя под­держ­ку сре­ди во­ро­неж­ской ин­тел­ли­ген­ции (кни­го­тор­го­вец Д. А. Каш­кин, се­ми­на­рист-сти­хо­тво­рец А. П. Се­реб­рян­ский). В 1830 в Мо­ск­ве со­стоя­лась пер­вая (ано­ним­ная) пуб­ли­ка­ция 4 сти­хо­тво­ре­ний К. В том же го­ду он по­зна­ко­мил­ся с Н. В. Стан­ке­ви­чем, ко­то­рый ввёл К. в лит. кру­ги. С 1831 стал пе­ча­тать­ся в сто­лич­ных из­да­ни­ях [пес­ня «Пер­стень» (позд­нее назв. «Коль­цо»), опубл. в «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те»]. В 1835 уси­лия­ми Стан­ке­ви­ча и В. Г. Бе­лин­ско­го, став­ше­го гл. по­пу­ля­ри­за­то­ром твор­че­ст­ва К., был из­дан пер­вый сб-к его сти­хо­тво­ре­ний. В 1836, 1838 и 1840 К. по тор­го­вым де­лам бы­вал в Мо­ск­ве и С.-Пе­тер­бур­ге, где его бла­го­склон­но при­ни­ма­ли А. С. Пуш­кин, В. А. Жу­ков­ский и др. За­ду­ман­ный К. пе­ре­езд в С.-Пе­тер­бург не со­сто­ял­ся из-за его бо­лез­ни и ма­те­ри­аль­ных за­труд­не­ний в се­мье. По­смерт­ное из­да­ние сти­хо­тво­ре­ний К. (1846) под­го­то­вил Бе­лин­ский, пред­ва­рив­ший его боль­шой стать­ёй «О жиз­ни и со­чи­не­ни­ях Коль­цо­ва», в ко­то­рой из­ло­же­на пер­вая, от­час­ти ми­фо­ло­ги­зи­ро­ван­ная био­гра­фия по­эта.

В по­эзии К. наи­бо­лее зна­чи­тель­ны его пес­ни, соз­дан­ные на сты­ке нар.-по­этич. и ли­те­ра­тур­ной (сти­ли­за­ции нар. пе­сен А. Ф. Мерз­ля­ко­ва, А. А. Дель­ви­га и др.) тра­ди­ций. Ха­рак­тер­ны фольк­лор­ные приё­мы (по­сто­ян­ные эпи­те­ты, ус­той­чи­вые фор­му­лы, оли­це­тво­ре­ния, пси­хо­ло­гич. па­рал­ле­лизм и др.), к ко­то­рым К. при­бе­га­ет в ин­тим­ной, пси­хо­ло­ги­че­ски ус­лож­нён­ной ли­ри­ке. Так, в лю­бов­ных пес­нях пред­став­ле­на слож­ная гам­ма пе­ре­жи­ва­ний, вплоть до са­мых му­чи­тель­ных и дра­матич­ных: «Из­ме­на су­же­ной» (1838); «Рус­ская пес­ня» («Го­во­рил мне друг, про­щаю­чись…», 1839); «Раз­лу­ка» («На за­ре ту­ман­ной юно­сти…», 1840). В ря­де ран­них пе­сен К. вос­соз­да­на гар­мо­нич­ная кар­ти­на кре­сть­ян­ской жиз­ни с её празд­ни­ка­ми, мо­лит­ва­ми и зем­ле­дельч. тру­дом, при­об­щаю­щим че­ло­ве­ка к при­ро­де («Сель­ская пи­руш­ка», 1830; «Пес­ня па­ха­ря», 1831; «Уро­жай», 1835; «Ко­сарь», 1836). В позд­них пес­нях К. пре­об­ла­да­ют мо­ти­вы оди­но­че­ст­ва, ну­ж­ды, не­во­ли, рас­тра­чен­ной по «чу­жим лю­дям» мо­ло­дец­кой си­лы и т. п. («Раз­ду­мье се­ля­ни­на», 1837; «Горь­кая до­ля», 1837; «Что ты спишь, му­жи­чок?..», 1839, и др.); за­остря­ют­ся со­ци­аль­ные и се­мей­ные кон­флик­ты («Вто­рая пес­ня Ли­ха­ча Куд­ря­ви­ча», 1837; «Де­ре­вен­ская бе­да», 1838; «Вся­ко­му свой та­лан», 1840), воз­ни­ка­ет «раз­бой­ни­чья» те­ма («Уда­лец», 1833; «Ху­то­рок», 1839), про­дол­жа­ет­ся ли­ния ду­хов­ной поэ­зии («Пе­ред об­ра­зом Спа­си­те­ля», 1839). Под­лин­ный тра­гизм при­сущ сти­хам на смерть Пуш­ки­на «Лес» (1837). Дру­гой зна­чит. раз­дел ли­ри­ки К. — «ду­мы», пред­став­ляю­щие со­бой на­ро­чи­то бе­зы­скус­ные рас­су­ж­де­ния на фи­лос. и ре­лиг. те­мы: о тай­не ми­ро­зда­ния и за­мыс­ле Твор­ца, о пре­де­лах че­ло­ве­че­ско­го по­зна­ния («Бо­жий мир», 1837; «Лес», 1839; «По­эт», 1840). В от­ли­чие от сти­хо­тво­ре­ний К. в тра­диц. лит. жан­рах (по­сла­ния, эле­гии, мад­ри­га­лы и др.), его пес­ни и «ду­мы»  уни­каль­ное яв­ле­ние рус. по­эзии. Эле­мен­ты поэ­ти­ки К. бы­ли вос­при­ня­ты Н. А. Не­кра­со­вым, И. З. Су­ри­ко­вым, С. Д. Дрож­жи­ным, С. А. Есе­ни­ным и др. Му­зы­ку на пес­ни К. пи­са­ли А. С. Дар­го­мыж­ский, Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, М. П. Му­сорг­ский, М. А. Ба­ла­ки­рев и др.

Соч.: Полн. собр. соч. 3-е изд. СПб., 1911; Полн. собр. сти­хо­тво­ре­ний. Л., 1958; Соч.: В 2 т. М., 1961; Соч. Л., 1984; Рус­ский со­ло­вей. Во­ро­неж, 1989.

Лит.: Де-Пу­ле М. Ф. А. В. Коль­цов в его жи­тей­ских и ли­те­ра­тур­ных де­лах и в се­мей­ной об­ста­нов­ке. СПб., 1878; Огар­ков В. В. А. В. Коль­цов, его жизнь и ли­те­ра­тур­ная дея­тель­ность. СПб., 1891; Бу­на­ков Н. Ф. А. В. Коль­цов как че­ло­век и как по­эт // Фи­ло­ло­ги­че­ские за­пис­ки. 1892. № 5; Пряд­кин С. Н. Очерк по­эзии А. В. Коль­цо­ва. Во­ро­неж, 1906; Со­бо­лев­ский А. И. А. В. Коль­цов в ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры. СПб., 1910; Тон­ков В. А. А. В. Коль­цов и фольк­лор. Во­ро­неж, 1940; он же. А. В. Коль­цов. Жизнь и твор­че­ст­во. 2-е изд. Во­ро­неж, 1958; Мои­сее­ва А. А. А. В. Коль­цов. М., 1956; А. В. Коль­цов: Ста­тьи и ма­те­риа­лы. Во­ро­неж, 1960; Сло­во о Коль­цо­ве. Рус­ские со­вет­ские пи­са­те­ли об А. В. Коль­цо­ве. Во­ро­неж, 1969; Ска­тов Н. Н. По­эзия А. Коль­цо­ва. Л., 1977; он же. Коль­цов. 2-е изд. М., 1989; А. В. Коль­цов. Стра­ни­цы жиз­ни и твор­че­ст­ва. Во­ро­неж, 1984; А. В. Коль­цов и рус­ская ли­те­ра­ту­ра: [Сб. ста­тей]. М., 1988.

Вернуться к началу