ВЯ́ЗЕМСКИЙ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЯ́ЗЕМСКИЙ Пётр Андреевич [12(23).7.1792, Москва – 22.11.1878, Баден-Баден; похоронен в С.-Петербурге в Александро-Невской лавре], князь, рус. поэт, критик, публицист, гос. деятель, обер-шенк (1866). Акад. Петерб. АН (1841). Из рода Вяземских. Отец П. П. Вяземского. В 1805–07 учился в С.-Петербурге в Иезуитском пансионе и в пансионе при педагогич. ин-те; завершил образование в Москве (домашние уроки профессоров Моск. ун-та). С 1807 служил в Моск. межевой канцелярии. В 1812 вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. С 1818 служил в Варшаве в канцелярии Н. Н. Новосильцова, с июля 1821 в Москве в отставке. В 1830 вновь на службе: чиновник для особых поручений при мин. финансов Е. Ф. Канкрине и чл. Общего присутствия (1830–32), вице-директор (1833–46) Деп-та внешней торговли Мин-ва финансов. Чл. Рос. академии (1839). С 1853 член Совета мин. финансов. С 1846 управляющий Гос. заёмным банком, в 1855–58 товарищ мин. нар. просвещения. Сенатор (1855/56), гофмейстер (1861), чл. Гос. совета (1866). В последние годы (1863–1878) в осн. жил за границей, всё реже приезжая в Россию.
Лит. вкусы В. формировались в кругу Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева и В. А. Жуковского. Пользовался влиянием в салонах Е. А. Карамзиной, А. О. Смирновой, З. А. Волконской и др. Состоял в лит. об-ве «Арзамас», поддерживал лит. и личные отношения со многими поэтами своего времени, в т. ч. с А. С. Пушкиным, А. Мицкевичем, А. С. Грибоедовым. Оказал значит. влияние на редакционную политику журналов «Московский телеграф» (1825–27), «Современник» (1836–37), «Русский архив» (1865–78), а также «Литературной газеты» (1830–31).
Осн. жанры лирики В. – элегия («Первый снег», 1817; «Уныние», 1819; «Всё грустно, всё грустней…», 1835; «Сумерки», 1848, и мн. др.), дружеское послание, сатира, эпиграмма. В основе его поэтич. стиля – приёмы острословия (каламбур и др.), резкие переходы от одной темы к другой, цитатность, контрастные сочетания лит. штампов с просторечием, деталей обыденного быта – с романтич. формулами; к благозвучию стиха не стремился, дорожа точностью выражения мысли. Отдал дань политич. лирике, в 1810–20-е гг. выдержанной в либеральном духе («Петербург», 1818; «Негодование», 1820); позднее – в патриотическом («Святая Русь», 1848; «Песнь русского ратника», 1854). Обращался к религ. теме («Любить. Молиться. Петь», 1840; «Одно сокровище», 1858). Разрабатывал поэтику стихотв. фельетона («Заметки», 1860–70-е гг.). Единственный прижизненный сб. лирики В. – «В дороге и дома» (1862). В.-критик оказал глубокое воздействие на становление идеологии и эстетики рус. романтизма (статьи «Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова», 1824; «"Цыганы". Поэма Пушкина», 1827; «Сонеты Мицкевича», 1827). Интерес к романтизму сочетался у В. с опытами актуализации лит. наследия 18 в. В кн. «Фон-Визин» (1848) стремился показать, что эпоха Екатерины II была золотым веком рус. культуры. В ряде мемуарных статей («Допотопная или допожарная Москва», 1865; «Московское семейство старого быта», 1877; «Мицкевич о Пушкине», 1873, и мн. др.) и в «Старой записной книжке», над текстом которой В. работал неск. десятилетий, он воссоздавал и эстетизировал аристократич. культурный быт екатерининской и александровской эпох. Деятельность новых поколений литераторов, выступивших в 1840–70-е гг., оценивал скептически.