ГОТЬЕ́
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОТЬЕ́ (Gautier) Теофиль (31.8.1811, Тарб – 22.10.1872, Нёйи, близ Парижа), франц. поэт, прозаик, критик. Родился в семье чиновника; не закончив лицей, посвятил себя творческой деятельности. Дебютировал как поэт, приверженец байронизма, литературной эксцентрики, эпикурейской чувственности: сборник «Стихотворения» («Poésies», 1830), поэма «Альбертус» («Albertus», 1833). Прославился историч. романом «Мадемуазель де Мопен» («Mademoiselle de Maupin», 1835–36), где авантюрно-эротич. сюжет дополнялся проповедью романтич. идей; в предисловии к нему Г. обосновал идею искусства для искусства, противопоставив её социальной активности и морализму В. Гюго. Популярностью пользовался роман «Эльдорадо, или Фортунио» («L’Eldorado ou Fortunio», 1837), повествующий о поисках романтич. «рая», парадоксах любви. С 1836 Г. активно занимался журналистикой, путешествовал; статьи о литературе, живописи, театре, балете, а также путевые очерки были собраны в книгах «Гротески» («Les Grotesques», 1844), «Современное искусство» («L’Art moderne», 1852), «История романтизма» («Histoire du romantisme», опубл. в 1874, рус. пер. 1972), «Путешествие в Россию» («Voyage en Russie», 1867, рус. пер. 1988) и др. После сб-ков стихов «Комедия смерти» («La comédie de la mort», 1838), «Испания» («España», 1845) Г. выпустил свою наиболее значительную поэтич. кн. «Эмали и камеи» («Émaux et camées», 1852, 6-е исправленное изд. – 1872, рус. пер. Н. С. Гумилёва, 1914; также известны пер. В. Г. Бенедиктова, В. Я. Брюсова, М. А. Волошина, Б. К. Лившица и др.), состоящую из 47 лирич. миниатюр, в которых экзотичность, пластичность образов сочетается с чеканным, сжатым стихом, принципом «бесстрастия», позднее востребованным во Франции поэтами «Парнаса» и символистами. В 1868 написал программное предисловие к новому изд. посвящённых ему «Цветов зла» Ш. Бодлера. Традиция историч. «фантазий», намеченная Г. в рассказах 1840-х гг., была развита в «Романе мумии» («Le roman de la momie», 1858, рус. пер. 1911) и приключенческом романе «Капитан Фракасс» («Le capitaine Fracasse», 1863, рус. пер. 1895; неоднократные экранизации).