Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОРЕНШТЕ́ЙН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 432

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Раевская

ГОРЕНШТЕ́ЙН Фрид­рих Нау­мо­вич (18.3.1932, Ки­ев – 2.3.2002, Бер­лин), рус. пи­са­тель. Ра­но по­те­ряв ро­ди­те­лей (отец, проф. эко­но­ми­ки, рас­стре­лян в 1937), вос­пи­ты­вал­ся в дет­ском до­ме. Окон­чил Днеп­ро­пет­ров­ский гор­ный ин-т (1955), ра­бо­тал ин­же­не­ром на шах­тах Ура­ла и Ук­раи­ны. В 1963 окон­чил Выс­шие сце­нар­ные кур­сы при Сою­зе ки­не­ма­то­гра­фи­стов СССР. Пи­сал ки­но­сце­на­рии (в т. ч. к филь­мам: «Со­ля­рис» Ан­дрея А. Тар­ков­ско­го, 1972; «Ра­ба люб­ви» Н. С. Ми­хал­ко­ва, 1976). Един­ст­вен­ная зна­чит. пуб­ли­ка­ция Г.-про­заи­ка в СССР до его эмиг­ра­ции – ав­то­био­гра­фич. рас­сказ «Дом с ба­шен­кой» (1964). С 1977 пе­ча­тал­ся за гра­ни­цей (в Рос­сии вновь стал из­да­вать­ся с 1989). По­сле пуб­ли­ка­ции в альм. «Мет­ро­поль» по­вес­ти «Сту­пе­ни» (1979) эмиг­ри­ро­вал в ФРГ (1980). Ав­тор по­вес­тей «Зи­ма 53-го го­да» (созд. в 1965, опубл. в 1978), «Ис­ку­п­ле­ние» (созд. в 1967, опубл. час­тич­но в 1979, пол­но­стью в 1984), «Ули­ца Крас­ных Зорь» (созд. в 1985, опубл. в 1990), «По­след­нее ле­то на Вол­ге» (1988) и др.; ро­ма­нов «Ме­сто» (созд. в 1969–77, час­тич­но опубл. в 1988), «Пса­лом» (созд. в 1975, опубл. на франц. яз. в 1984, на рус. яз. в 1986); пьес «Спо­ры о Дос­то­ев­ском» (1973), «Бер­ди­чев» (1975), «Де­то­убий­ца» (1985) и др.; ли­те­ра­ту­ро­ведч. ста­тей. В про­зе Г. тор­же­ст­вен­ная ин­то­на­ция вет­хо­за­вет­но­го по­ве­ст­во­ва­ния со­че­та­ет­ся с при­сталь­ным вни­ма­ни­ем к де­та­ли, до­ходя­щим до на­ту­ра­ли­стич­но­сти. Ос­мыс­ляя сов. ис­то­рию в со­ци­аль­ном, пси­хо­ло­гич. и ме­та­фи­зич. пла­нах, Г. ак­цен­ти­ру­ет сквоз­ную те­му уни­же­ния че­ло­ве­ка, про­во­ци­рую­ще­го его на под­лость и жес­то­кость (мо­ти­вы пре­да­тель­ст­ва, до­но­си­тель­ст­ва, кол­лек­тив­но­го са­мо­су­да и т. п.). Дру­гая важ­ная те­ма Г. – судь­ба евр. на­ро­да, чью тра­ге­дию пи­са­тель ви­дит в раз­дво­ен­но­сти, при­над­леж­но­сти не­сколь­ким ми­рам и куль­ту­рам. Сре­ди по­след­них про­из­ве­де­ний Г. – «фан­та­зия» по мо­ти­вам био­гра­фии М. З. Ша­га­ла «Ле­тит се­бе аэ­ро­план» (1996).

Соч.: Из­бран­ное: В 3 т. М., 1991–1993.

Лит.: Эт­кинд Е. Ро­ж­де­ние мас­те­ра: О про­зе Ф. Го­рен­штей­на // Вре­мя и мы. 1979. № 42; По­лян­ская М. «Я – пи­са­тель нeзаконный...»: За­пис­ки и раз­мыш­ле­ния о судь­бе и твор­че­ст­ве Ф. Го­рен­штей­на. Нью-Йорк, 2003.

Вернуться к началу