Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́ЛИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 319

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Богомолов

ГА́ЛИЧ (псевд.; наст. фам. Гинз­бург) Алек­сандр Ар­кадь­е­вич (19.10.1918, Ека­те­ри­но­слав, ны­не Днеп­ро­пет­ровск, Ук­раи­на – 15.12.1977, Па­риж), рус. по­эт, дра­ма­тург, сце­на­рист. Учил­ся в Мо­ск­ве в Лит. ин-те им. М. Горь­ко­го, опер­но-дра­ма­тич. сту­дии им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го. Уча­ст­во­вал в ра­бо­те те­ат­ра-сту­дии А. Н. Ар­бу­зо­ва и В. Н. Плу­че­ка как ак­тёр и дра­ма­тург. Поль­зо­ва­лись по­пу­ляр­но­стью пье­сы Г.: «Вас вы­зы­ва­ет Тай­мыр» (1948, совм. с К. Ф. Исае­вым), «По­ход­ный марш» (др. назв. «За час до рас­све­та», 1957), филь­мы по его сце­на­ри­ям «Вер­ные дру­зья» (совм. с Исае­вым), «На се­ми вет­рах», «Дай­те жа­лоб­ную кни­гу», «Тре­тья мо­ло­дость» и др. Спек­такль по луч­шей из его пьес «Мат­рос­ская ти­ши­на» (созд. в 1945–56), в 1957 го­то­вив­ший­ся к по­ста­нов­ке в те­ат­ре «Со­вре­мен­ник», был за­пре­щён. Наи­боль­шую из­вест­ность Г. при­нес­ли пес­ни на собств. сти­хи, ис­пол­няв­шие­ся им под ги­тар­ный ак­ком­па­не­мент, ко­то­рые он стал пи­сать с нач. 1960-х гг. [сре­ди пер­вых – «Ле­ноч­ка», «Ошиб­ка» («Мы по­хо­ро­не­ны где-то под Нар­вой…»), «На соп­ках Мань­чжу­рии» (па­мя­ти М. М. Зо­щен­ко)]. Пес­ни Г., ост­ро пуб­ли­ци­сти­че­ские, со­че­тав­шие па­те­ти­ку, са­ти­ру и до­хо­дя­щую до сар­каз­ма иро­нию, зву­ча­ли про­тес­том про­тив на­си­лия, лжи и ли­це­ме­рия, вос­соз­да­вая тра­ге­дию че­ло­ве­ка, мо­раль­но унич­то­жае­мо­го то­та­ли­тар­ным ре­жи­мом. Их от­ли­ча­ет боль­шой объ­ём, раз­ви­тый сю­жет (час­то обо­зна­ча­лись Г. как «бал­ла­да»); они не­ред­ко бы­ли на­пи­са­ны в ска­зо­вой ма­не­ре, от ли­ца ус­лов­ных пер­со­на­жей. В 1968, по­сле вы­сту­п­ле­ния на фес­ти­ва­ле пе­сен­ной по­эзии в Но­во­си­бир­ске (где бы­ли ис­пол­не­ны, в ча­ст­но­сти, пес­ни «Про­мол­чи – по­па­дёшь в па­ла­чи» и «Па­мя­ти Бо­ри­са Ле­о­ни­до­ви­ча Пас­тер­на­ка»), Г. был под­верг­нут рез­кой кри­ти­ке в пе­ча­ти, од­на­ко его пес­ни про­дол­жа­ли рас­хо­дить­ся по стра­не в маг­нито­фон­ных за­пи­сях. В 1969 на За­па­де вы­шел пер­вый по­этич. сб. Г. «Пес­ни». В янв. 1972 Г. был ис­клю­чён из Сою­за пи­са­те­лей, в февр. 1972 – из Сою­за ки­не­ма­то­гра­фи­стов. В 1974 по­ки­нул СССР, жил в Нор­ве­гии, ФРГ, Фран­ции, ра­бо­тал на ра­дио­стан­ции «Сво­бо­да». Ав­тор ав­то­био­гра­фич. по­вес­ти «Ге­не­раль­ная ре­пе­ти­ция» (1974). По­гиб в ре­зуль­та­те не­сча­ст­но­го слу­чая.

Соч.: У мик­ро­фо­на Алек­сандр Га­лич. Munich, 1990; Со­чи­не­ния: В 2 т. М., 1999.

Лит.: За­кли­на­ние до­б­ра и зла. М., 1991; Фриз­ман Л. «С чем риф­му­ет­ся сло­во ис­ти­на...»: О по­эзии А. Га­ли­ча. СПб., 1992; Ка­мен­ский З. А. А. А. Га­лич. М., 1995; Га­лич: Про­бле­мы по­эти­ки и тек­сто­ло­гии. М., 2001; Кры­лов А. Га­лич-«со­ав­тор». М., 2001.

Вернуться к началу