Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́СКОЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 411

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Фейгина

ПА́СКОЛИ (Pascoli) Джо­ван­ни (31.12.1855, Сан-Мау­ро-ди-Ро­ма­нья, ны­не Сан-Мау­ро-Пас­ко­ли – 6.4.1912, Бо­ло­нья), итал. по­эт. Тра­гич. смерть от­ца (кре­сть­я­ни­на по про­ис­хо­ж­де­нию) в 1867, а так­же смерть ма­те­ри и дво­их брать­ев ока­зали зна­чит. воз­дей­ст­вие на твор­че­ст­во П., с его по­вы­шен­ным вни­манием к те­ме смер­ти и апо­ло­ги­ей се­мьи как выс­шей цен­но­сти. Окон­чил Бо­лон­ский ун-т (1882); пре­по­да­вал греч. яз. и ла­тынь в разл. ли­це­ях Ита­лии (1882–1903); с 1906 воз­глав­лял ка­фед­ру итал. лит-ры Бо­лон­ско­го ун-та, сме­нив на этом по­сту сво­его учи­те­ля Дж. Кар­дуч­чи. Пе­ча­тал­ся с 1890; пер­вый по­этич. сб. «Та­ма­риск» («Myricae», 1891) вы­звал бла­го­же­лат. от­зыв Г. Д’Аннунцио. В сб-ках «Пес­ни Кас­тель­век­кьо» («Canti di Cas­tel­vec­chio», 1903), «Пер­вые сти­хо­тво­ре­ния» («Pri­mi poemetti», 1904), «Но­вые сти­хо­тво­ре­ния» («Nuovi poemetti», 1909), «Ита­лий­ские по­эмы» («Poemi italici», 1911) эво­лю­цио­ни­ро­вал от сле­до­ва­ния ма­не­ре Кар­дуч­чи (от­то­чен­ность фор­мы, чёт­кость мыс­ли, вир­ту­оз­ность об­раза) к ин­тим­но-ли­рич. пе­ре­жи­ва­нию при­ро­ды и кре­сть­ян­ско­го бы­та. Тя­го­те­ние к им­прес­сио­ни­стич­но­сти, спон­тан­но­сти вы­ра­же­ния, на­ив­но-дет­ско­му вос­при­ятию ми­ра, при­су­щее по­эзии П., на­шло тео­ре­тич. вы­ра­же­ние в его эс­се «Ди­тя» («Il fan­ciul­lino», 1897). Ин­те­рес к мис­тич. ас­пек­там бы­тия и ме­лан­хо­лич. ин­то­на­ция сбли­жа­ют П. с разл. те­че­ния­ми де­ка­дан­са и с франц. сим­во­лиз­мом. Ав­тор сб-ков: «Пир­ше­ст­вен­ные по­эмы» («Poemi con­vi­viali», 1904) в ду­хе Го­ме­ра и алек­сан­д­рий­ской по­эзии, и «Оды и гим­ны» («Odi e inni», 1906), вы­пол­нен­ных в под­ра­жа­ние Вер­ги­лию и Го­ра­цию. В сб. «Кан­цо­ны ко­ро­ля Эн­цо» («Canzoni di re Enzo», 1909) – сти­ли­зация фольк­лор­но-эпич. об­раза Сред­не­ве­ко­вья.

Ши­ро­кую из­вест­ность сни­ска­ли фи­ло­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния П., в осо­бен­но­сти вы­звав­ший кри­ти­ку со сто­ро­ны Б. Кро­че и его по­сле­до­ва­те­лей цикл тру­дов о Дан­те: «Тём­ная Ми­нер­ва» («Minerva oscura», 1898), «Под по­кро­вом» («Sotto il velame», 1900), «Чу­дес­ное ви­де­ние» («Mirabile visione», 1902) и пр. Сре­ди со­чи­не­ний: сти­хи на ла­ты­ни, в т. ч. сб. «Пес­ни» («Carmina», vol. 1–2, 1912), пе­ре­во­ды ан­тич­ных по­этов, про­из­ве­де­ний У. Вор­дс­вор­та, А. Тен­ни­со­на.

Cоч.: Tutte le opere. Mil., 1952–1954. Vol. 1–3; Poesie. Torino, 2002.

Лит.: Flora F. La poesia di G. Pascoli. Bologna, 1959; Ели­на Н. Г. Ли­ри­ка Дж. Пас­ко­ли и италь­ян­ская по­эти­че­ская тра­ди­ция // Про­бле­мы ли­те­ра­тур­но­го раз­ви­тия Ита­лии вто­рой по­ло­ви­ны XIX – на­ча­ла ХХ в. М., 1982; Debenedetti G. Pascoli: la rivoluzione incon­sapevole. Mil., 1994; Pascoli e la cultura del No­vecento / A cura di A. Battistini, G. Miro Gori, C. Mazzotta. Venezia, 2007; Cencetti A. G. Pascoli. Firenze, 2009; Martelli M. Pascoli 1903–1904: tra rima e sciolto. Firenze, 2010; Felcini F. Bibliografia della critica pascoliana (1879–1979). 2 ed. Ravenna, 1982.

Вернуться к началу