НЬЮ́МЕН
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЬЮ́МЕН (Newman) Джон Генри (21.2.1801, Лондон – 11.8.1890, Эджбастон, близ Бирмингема), англ. религ. и обществ. деятель, писатель, богослов. Родился в семье банкира. Окончил Тринити-колледж Оксфордского ун-та (1820). В 1825 принял сан англиканского священника (диакон с 1824). Совмещал работу преподавателя в Ориел-колледже Оксфордского ун-та (1822–42) с обязанностями викария ц. Св. Марии в Оксфорде (1828–1843). Дебютировал исследованием «Ариане четвёртого века» («The Arians of the fourth century», 1833). Впечатления от путешествия по Греции, Италии, Франции и др. (1832–33), во время которого Н. перенёс тяжёлую болезнь, нашли отражение в анонимно опубликованном поэтич. сб. «Апостольская лира» («Lyra Apostolica», 1838, в соавторстве с Х. Фрудом, Дж. Киблом, И. Уильямсом и др.). Широкую известность получил проникнутый светлой грустью и верой в благость божественных установлений гимн Н. «Веди, благостный свет» («Lead, kindly light», 1833). В 1833 стал одним из лидеров т. н. Оксфордского движения, выступавшего против протестантского либерализма в теологии и добивавшегося включения элементов традиц. ср.-век. богослужения в англиканскую литургию. Тогда же вместе с Э. Б. Пьюси, Ч. Марриоттом, У. Палмером, Фрудом и др. оксфордскими клириками приступил к изданию «Трактатов на злобу дня» («Tracts for the times», 1833–41, опубл. анонимно; 26 трактатов из 90 написаны Н.), популяризировавших экуменич. теорию «трёх ветвей» (согласно этой теории, англиканство, католицизм и православие являются тремя равноправными ответвлениями единой христианской Церкви) и давших их движению 2-е название – трактарианство. Выступал за реформирование Англиканской церкви, за «средний путь» между католицизмом и протестантизмом: «Приходские и простые проповеди» («Parochial and plain sermons», 1834–42), «Лекции о пророческом служении» («Lectures on the prophetical office of the church», 1837), «Университетские проповеди» («University sermons», 1843). В 1843 Н. удалился в Литлмор (близ Оксфорда), где в 1845 перешёл в католичество и написал своё знаменитое теологич. соч. «Эссе о развитии христианского учения» («Essay on the development of Christian doctrine», 1845), в котором провозгласил католицизм «естественным» развитием древней христианской Церкви. В 1847 принял сан католич. священника и вступил в конгрегацию ораторианцев в Риме; в 1848 основал ораторианскую общину в Мэривейле, близ Бирмингема (с 1850 в Эджбастоне), которой руководил до конца жизни. В 1849 добился открытия общины ораторианцев в Лондоне. Ректор Католич. ун-та в Дублине (1854–58); с мая по июль 1859 редактор католич. ж. «Странник» («The rambler»). Кардинал-диакон диаконии Сан-Джорджо-ин-Велабро (с 1879); кардинал-протодиакон (с 1890). Во время подготовки Ватиканского I собора (1869–70) выступал против немедленного принятия догмата о непогрешимости папы Римского, считая этот шаг преждевременным, отказался принять участие в соборе. Среди богословских сочинений Н. заметное место занимает «Эссе в защиту грамматики согласия» («An essay in aid of a grammar of assent», 1870) – обоснование идеи веры в Бога на основе нравственного чувства и интуиции.
Автор автобиографич. кн. «Apologia pro vita sua» (1864), отличающейся глубокой искренностью и написанной с большим стилистич. мастерством (написана в ответ на серию антикатолич. публикаций в брит. прессе); романа «Утрата и обретение» («Loss and gain», опубл. анонимно в 1848) – о религ. поисках студента Оксфордского ун-та, принявшего католичество; историч. романа «Каллиста: очерк событий третьего века» («Callista: a sketch of the third century», опубл. анонимно в 1855) – о преследованиях христиан в эпоху рим. имп. Деция; религ. поэмы «Сон Геронтия» («The dream of Gerontius», 1865, положена на музыку Э. Элгаром в 1900) – о видениях умирающего человека, совершающего последнюю молитву; поэтич. сб. «Стихотворения на различные случаи» («Verses on various occasions», 1868) и др. Оставил обширное эпистолярное наследие (более 20 тыс. писем).
Труды Н., а также его личность оказали большое влияние на брит. представителей католического возрождения (Г. К. Честертон, Г. Грин, Дж. Р. Р. Толкин, Х. Беллок и др.). Беатифицирован папой Римским Бенедиктом XVI (2010).