НУ́ШИЧ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НУ́ШИЧ (Нушић) Бранислав (8.10.1864, Белград – 19.1.1938, там же), серб. писатель, академик Серб. АН (1933). Из семьи торговца. Получил юридич. образование в Белградском ун-те (1885). Опыт участия в сербско-болгарской войне 1885–86 отразился в цикле «Рассказы капрала» («Приповетке jедного каплара», 1886). В 1889–1900 на дипломатич. службе в городах Салоники, Скопье, Приштина и др.; в 1900–02 зам. директора Нар. театра в Белграде. С начала 1903 руководил отделом нац. пропаганды при правительстве Сербии; в мае 1903 после гос. переворота отправлен на пенсию. В 1904–05 директор Серб. нар. театра в г. Нови-Сад. В 1908 активно участвовал в акциях протеста против аннексии Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. В 1913–15 директор театра в Скопье. В 1915 отступал вместе с серб. армией через Албанию на о. Корфу; в 1916–18 жил в Италии, Франции, Швейцарии. После возвращения на родину работал в Мин-ве просвещения (1919–1923), затем возглавлял Нар. театр в Сараеве. С 1934 пред. Сообщества югосл. драматургов.
Первые сочинения – сатирич. комедии «Народный депутат» («Народни посланник», 1883, пост. в 1896, опубл. в 1924) и «Подозрительная личность» («Сумњиво лице», 1887, пост. в 1923) – написаны в реалистич. духе и созвучны традициям рус. драматургии (в частности, творчеству Н. В. Гоголя); в комедиях «Протекция» («Протекциjа», 1888), «Свет» (1906), «Кругосветное путешествие» («Пут око света», 1910) и др. сатира уступает место юмористич. началу. Широкое признание снискали нац.-историч. драмы: «Князь Иво Семберийский» («Кнез Иво од Сембериjе», 1900), «Дань кровью» («Данак у крви», 1910) и др. В кон. 1920-х –1930-е гг. в творчестве Н. усиливаются социально-критич. мотивы; обличение власти денег, мещанства, обывательской тупости и тщеславия доходит порой до сарказма: комедии «Госпожа министерша» («Госпођа министарка», 1929), «Мистер Доллар» («Мистер Долар», 1932), «Опечаленная семья» («Ожалошћ ена породица», 1935), «Доктор философии» («Д-р», 1936), «Покойник» («Покоjник», 1937) и др. В снискавших мировую известность комедиях Н. фарс и водевиль, свободная игра воображения и элементы гротеска сочетаются с глубоким постижением нац. характера, сущности человека и законов развития общества. Автор многочисл. юмористич. рассказов, фельетонов, романа «Дитя общины» («Општинско дете», 1902), повести «Автобиография» («Аутобиографиja», 1924); воен. хроники «Девятьсот пятнадцатый» («Девет-сто петнаеста», 1921) и др. На рус. языке сочинения Н. издавались с 1903.