Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕ́СТРОЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 521-522

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Белобратов

НЕ́СТРОЙ (Nestroy) Ио­ганн Не­по­мук (7.12.1801, Ве­на – 25.5.1862, Грац), австр. ко­ме­дио­граф, ак­тёр, те­ат­раль­ный дея­тель. Ро­дил­ся в се­мье со­стоя­тель­но­го ад­во­ката. Не за­вер­шив юри­дич. об­ра­зо­ва­ния в Вен­ском ун-те, в 1822 де­бю­ти­ро­вал как опер­ный пе­вец (пар­тия ба­са) в Вен­ском при­двор­ном те­ат­ре; пел на опер­ных сце­нах Ам­стер­да­ма, Брюн­на (Брно), Гра­ца. С 1826 опер­ный и дра­ма­тич. ак­тёр; в 1831 окон­ча­тель­но ос­та­вил опе­ру; как ост­ро­ха­рак­тер­ный ко­ме­дий­ный ак­тёр иг­рал в те­ат­рах вен­ско­го пред­ме­стья, в «Ле­о­польд­штад­тер-теа­тер» в Ве­не (с 1847 «Кар­лтеа­тер»; в 1854–60 – так­же его ди­рек­тор и вла­делец). Сыг­рал св. 800 ро­лей; га­ст­ро­ли­ро­вал в Бер­ли­не, Гам­бур­ге, Мюн­хе­не, Пра­ге.

С 1827 вы­сту­пал как ав­тор ко­ме­дий­ных про­из­ве­де­ний (св. 80 шу­точ­ных муз. пьес, ска­зоч­ных и са­ти­рич. ко­ме­дий, фар­сов и па­ро­дий­ных драм), в ко­то­рых при­ни­мал уча­стие и в ка­че­ст­ве ак­тё­ра. Со­еди­нив тра­ди­ции те­ат­ра ба­рок­ко, австр. на­род­но­го фар­са и итал. ко­ме­дии дель ар­те, Н. уси­лил со­ци­аль­ную и са­ти­рич. на­прав­лен­ность сво­их пьес. Ши­ро­ко за­им­ст­вуя сю­же­ты из лит-ры (Ш. П. де Кок, Э. Сю, Э. Скриб, Ч. Дик­кенс, франц. во­де­ви­ли, вен­ская нар. ко­ме­дия), соз­дал ори­ги­наль­ные про­из­ве­де­ния, ос­но­ван­ные на вир­ту­оз­ной сло­вес­ной иг­ре и изо­би­лую­щие раз­го­вор­ной и диа­лект­ной лек­си­кой. По­стро­ен­ные на зло­бо­днев­ном ма­те­риа­ле и от­ли­чаю­щие­ся ди­на­мич­ным сю­же­том фар­со­вые ко­ме­дии Н. на­сы­ще­ны сар­ка­стич. юмо­ром, ост­рой па­ро­ди­ей, яр­кой ак­тёр­ской им­про­ви­за­ци­ей. Боль­шой ус­пех имел вол­шеб­ный фарс с ку­пле­та­ми «Злой дух Лум­па­ци­ва­га­бун­дус, или Бес­ша­баш­ная трои­ца» («Der böse Geist Lumpazivagabundus oder das liederliche Kleeblatt», 1833) – ис­то­рия трёх вен­ских под­мас­терь­ев, по во­ле боги­ни Фор­ту­ны круп­но вы­иг­рав­ших в ло­те­рее, но не про­ме­няв­ших сво­бо­ду и раз­гуль­ное ве­се­лье на бюр­гер­скую со­лид­ность. Пе­ре­мен­чи­во­сти жиз­нен­ных об­стоя­тельств по­свя­ще­на фар­со­вая ко­ме­дия «На пер­вом эта­же и в бель­э­та­же, или Ка­при­зы судь­бы» («Zu ebener Erde und erster Stock oder die Launen des Glücks», 1835). Пе­ре­ход к са­ти­рич. ко­ме­дии зна­ме­ну­ет пье­са «Та­лис­ман» («Der Talisman», 1840). Выс­шим дос­ти­же­ни­ем стал ост­ро­по­ли­тич. фарс «Сво­бо­да в Кре­вин­ке­ле» («Freiheit in Kräh­winkel», 1848), на­пи­сан­ный и по­став­лен­ный во вре­мя ре­во­люц. со­бы­тий в Ав­ст­рии. Ав­тор бле­стя­щих дра­ма­тич. па­ро­дий на про­из­ве­де­ния К. Ф. Хеб­бе­ля и Р. Ваг­не­ра, вы­смеи­ваю­щих лож­ный па­фос и на­пы­щен­ную серь­ёз­ность совр. те­ат­ра: «Юдифь и Оло­ферн» («Judith und Holofernes», 1849), «Тан­гей­зер» («Tann­häuser», 1857).

Соч.: Не­зна­чи­тель­ный че­ло­век. М., 1955; Sämt­liche Werke. W., 1977–2010. [Bd 1–40]; Сво­бо­да в Кре­вин­ке­ле: фарс с пе­ни­ем. Ека­те­рин­бург, 1998.

Лит.: Сло­бод­кин Г. С. Вен­ская на­род­ная ко­ме­дия XIX в. М., 1985; Hein J. J. Nestroy. Stuttg., 1990; Basil O. J. Nestroy. 8. Aufl. Reinbek bei Hamburg, 2001; J. Nestroy / Hrsg. G. Riedl. W., 2006.

Вернуться к началу