Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕРСЕ́С ШНОРАЛИ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 499

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Джагацпанян

НЕРСЕ́С ШНОРАЛИ́ (Нер­сес Бла­го­дат­ный), Клае­ци (Кла­эн­ский) (1101, по др. све­де­ни­ям, 1102, кре­пость Цовк, Ки­ли­кия – 13.8.1173, кре­пость Ромк­ла, там же), арм. по­эт, цер­ков­ный дея­тель, свя­той Арм. апо­столь­ской церк­ви. Пра­внук Гри­го­ра Ма­ги­ст­ра, сын кня­зя Апи­ра­та Пах­ла­ву­ни. По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в шко­ле при мон. Кар­мир в Ки­ли­кии; в 16 лет стал мо­на­хом. В 1126 ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы; с 1166 ка­то­ли­кос Ки­ли­кий­ской Ар­ме­нии Нер­сес IV. Стре­мил­ся вер­нуть пат­ри­ар­ший пре­стол в древ­нюю сто­ли­цу Ар­ме­нии Ани; в го­ды сво­его пат­ри­ар­ше­ст­ва на­ла­дил свя­зи с круп­ней­ши­ми мо­на­сты­ря­ми Ар­ме­нии. Счи­тал, что раз­де­ле­ние на кон­фес­сии про­ти­во­ре­чит ду­ху Еван­ге­лий и Бо­жи­ей во­ле, и при­ла­гал уси­лия для вос­со­еди­не­ния хри­сти­ан. Уча­ст­во­вал в Ан­ти­охий­ском со­бо­ре (1141), по­ло­жив­шем на­ча­ло об­ще­нию Арм. и Рим­ско-ка­то­лич. церк­вей. Вёл пе­ре­го­во­ры об унии Арм. и Гре­ко-пра­во­слав­ной церк­вей с ви­зант. имп. Ма­нуи­лом I Ве­ли­ким Ком­ни­ном и кон­стан­ти­но­поль­ски­ми пат­ри­ар­ха­ми, для че­го со­ста­вил «Из­ло­же­ние ве­ры Ар­мян­ской церк­ви» (до 1170). По­ла­гал, что в ус­ло­ви­ях гос. раз­дроб­лен­но­сти Арм. цер­ковь спо­соб­на за­ме­нить ин­сти­ту­ты вла­сти и кон­со­ли­ди­ро­вать на­род пе­ред уг­ро­зой му­сульм. за­вое­ва­ния.

Лит. на­сле­дие Н. Ш. очень ве­ли­ко и со­хра­ни­лось поч­ти без по­терь. По­эма «Сказ в сти­ле Го­ме­ра о гай­кан­ском на­ро­де» (1121) – по­этич. пе­ре­ло­же­ние «Ис­то­рии Ар­ме­нии» Мов­се­са Хо­ре­на­ци, пер­вое в арм. лит-ре ис­то­рич. про­из­ве­де­ние в сти­хах. Ос­но­ван­ная на ре­аль­ных со­бы­ти­ях «Эле­гия на взя­тие Эдес­сы» (1145–46; в рус. пер. час­тич­но опубл. в 1940) – пер­вый в арм. лит-ре опыт ис­то­ри­ко-пат­рио­тич. по­эмы-пла­ча. Ав­тор по­эм: «О не­бе и све­ти­лах» (1160), «Сло­во о ве­ре» (1151, опубл. в 1647), «Ии­сус Еди­но­род­ный Сын От­ца» (8000 сти­хов; 1152, опубл. в 1643) – сти­хотв. пе­ре­ло­же­ние Вет­хо­го За­ве­та и че­ты­рёх Еван­ге­лий, «Ис­по­ве­дую ве­рой» (опубл. в 1652) и др. Сре­ди др. со­чи­не­ний: ду­хов­ные пес­но­пе­ния, по­сла­ния, ре­чи, про­по­ве­ди. Н. Ш. пер­вым из арм. по­этов при­ме­нил при­ём оли­це­тво­ре­ния, ввёл раз­но­об­раз­ные риф­мы, рас­про­стра­нил мет­ри­ку свет­ской лю­бов­ной ли­ри­ки на жан­ры ре­лиг. по­эзии. Его пе­ру при­над­ле­жат ок. 300 за­га­док в сти­хах, часть ко­то­рых за­им­ст­во­ва­на из фольк­ло­ра.

Пе­ре­ра­бо­тал и до­пол­нил Ша­рак­ноц (Гим­на­рий; сбор­ник гим­нов-ша­ра­ка­нов), Па­та­раг (Ли­тур­гиа­рий), Жа­ма­гирк (Ча­со­слов), сис­те­ма­ти­зи­ро­вал го­до­вой цикл арм. цер­ков­ных пес­но­пе­ний, до­пол­нив его собств. ме­ло­дия­ми. Со­вер­шен­ст­во­вал сис­те­му ха­зов (не­вмен­ных зна­ков др.-арм. мо­но­дии). Св. 200 ме­ло­дий Н. Ш. со­хра­ни­лись в ср.-век. ру­ко­пи­сях, а так­же в сбор­ни­ках, со­став­лен­ных в 19 в. (за­пи­са­ны но­во­ар­мян­ской без­ли­ней­ной но­та­ци­ей).

Соч.: Эле­гия на взя­тие Эдес­сы // Ан­то­ло­гия ар­мян­ской по­эзии с древ­ней­ших вре­мен до на­ших дней. M., 1940; Ви­па­са­ну­тюн. Ер., 1981; Пес­ни. Эле­гия на взя­тие Эдес­сы. Ер., 1982 (обе на арм. яз.).

Лит.: Тро­иц­кий И. Е. Из­ло­же­ние ве­ры Церк­ви Ар­мян­ския, на­чер­тан­ное Нер­се­сом, ка­фо­ко­сом ар­мян­ским. СПб., 1875; Ако­пян Г. Нер­сес Шно­ра­ли. Ер., 1964 (на арм. яз.); Таг­ми­зян Н. Нер­сес Шно­ра­ли – ком­по­зи­тор и му­зы­кант. Ер., 1973 (на арм. яз.); Баг­рат Гал­стян (ие­ро­мо­нах). Ар­мян­ский ка­то­ли­кос Нер­сес Бла­го­дат­ный // Жур­нал Мо­с­ков­ской пат­ри­ар­хии. 1975. № 2; Зо­лян С. Т. Нер­сес Шно­ра­ли: путь веч­но­го воз­вра­ще­ния // Ме­це­нат и мир. 2000. № 11/13.

Вернуться к началу