Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАСЫРИ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 124

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НАСЫРИ́ (На­сый­ри) Ка­юм (псевд.; наст. имя и фам. Габ­дел­ка­юм Габ­дел­на­сы­ро­вич На­сы­ров) [2(14).2.1825, дер. Верх­ние Шир­да­ны Сви­яж­ско­го у. Ка­зан­ской губ., ны­не дер. Ма­лые Шир­да­ны Зе­ле­но­доль­ско­го р-на Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан – 20.8(2.9).1902, Ка­зань], тат. учё­ный-про­све­ти­тель, пи­са­тель, эт­но­граф. Сын мул­лы. В 1841–55 учил­ся в ка­зан­ском мед­ре­се «Ка­си­мия». В 1855–71 пре­по­да­вал тат. язык в Ка­зан­ском ду­хов­ном уч-ще, за­тем в Ка­зан­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. В 1871–76 ра­бо­тал учи­те­лем в от­кры­той им пер­вой рус.-тат. шко­ле в Ка­за­ни. Вы­сту­пал про­тив нац. замк­ну­то­сти, за сбли­же­ние с рус. куль­ту­рой.

Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти в 1860. Ав­тор пер­во­го на­уч.-по­пу­ляр­но­го со­чи­не­ния для де­тей – «На до­су­ге» («Буш ва­кыт», 1860) о яв­ле­ни­ях при­ро­ды; по­вес­ти «Ка­бус­на­ма» (1881, рус. пер. 1886) о муд­рых на­став­ле­ни­ях и за­по­ве­дях вост. ца­ря; фун­дам. со­чи­не­ния «Пло­ды для со­бе­сед­ни­ков по ли­те­ра­ту­ре» («Фəвакиhел­җөлəса фил əдəби­ят», 1884), со­стоя­ще­го из 40 раз­де­лов (о че­ло­ве­че­ском уме, о нау­ке, о по­ве­де­нии в об­ще­ст­ве и др.), где со­б­ра­ны по­учит. при­ме­ры из жиз­ни, под­кре­п­лён­ные афо­риз­ма­ми, бас­ня­ми, но­вел­ла­ми, анек­до­та­ми. Ис­сле­до­ва­ния Н. по фольк­ло­ру и эт­но­гра­фии лег­ли в ос­но­ву кн. «По­ве­рья и об­ря­ды ка­зан­ских та­тар, об­ра­зо­вав­шие­ся по­ми­мо влия­ния на их жизнь сун­нит­ско­го ма­го­ме­тан­ст­ва» (1880, на рус. яз.). Опуб­ли­ко­вал на рус. яз. «Об­раз­цы на­род­ной ли­те­ра­ту­ры ка­зан­ских та­тар» (1896).

Впер­вые на­чал раз­ра­бот­ку ме­то­ди­ки пре­по­да­ва­ния тат. язы­ка, со­ста­вил и из­дал «Грам­ма­ти­ку» та­тар­ско­го язы­ка (1894), «Тол­ко­вый сло­варь та­тар­ско­го язы­ка» (ч. 1–2, 1895–96) и учеб­ни­ки для на­чаль­но­го обу­че­ния «Пра­ви­ла пра­во­пи­са­ния» (1892), «Слог, или Бу­к­варь» (1894). Раз­ра­бо­тал ос­но­вы ме­то­ди­ки обу­че­ния та­тар рус. язы­ку, со­ста­вил учеб­ни­ки «Рус­ское чте­ние» (1889), «Об­ра­зец или грам­ма­ти­ка» (1891) и учеб­ные тат.-рус. (1875) и рус.-тат. (1892) сло­ва­ри. Со­ста­вил для тат. школ пер­вые учеб­ни­ки на род­ном язы­ке по ариф­ме­ти­ке, гео­мет­рии, гео­гра­фии, ис­то­рии, ос­но­вам ана­то­мии и ги­гие­ны и др., со­здал тат. учеб­ную тер­ми­но­ло­гию по этим пред­ме­там.

Соч.: Кни­га о вос­пи­та­нии. Ка­зань, 1994 (на рус. и тат. яз.); Сай­лан­ма эсэр­лэр. Ка­зань, 2003–2006. Т. 1–4.

Лит.: К. На­сы­ри. 1825–1945. Ка­зань, 1948; Гай­нул­лин М. Х. К. На­сы­ри и про­све­ти­тель­ское дви­же­ние сре­ди та­тар. Ка­зань, 1955; Вы­даю­щий­ся про­свети­тель-де­мо­крат К. На­сы­ри. Ка­зань, 1976.

Вернуться к началу