Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАСИ́Р ХУСРА́В

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 105

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Р. Додыхудоева

НАСИ́Р ХУСРА́В (На­сир Хос­ров Абу Му­ин аль-Ку­ба­дия­ни аль-Мар­ва­зи) [1004, с. Ку­ба­ди­ян, близ г. Балх, Хо­ра­сан – по­сле 1072 (пред­по­ло­жи­тель­но в 1088), с. Йом­ган, Ба­дах­шан; по­хо­ро­нен в мав­зо­лее в с. Джирм, близ г. Фай­за­бад, Афганистан], тадж. и перс. по­эт, фи­ло­соф, ре­лиг. дея­тель. В мо­ло­до­сти слу­жил при дво­ре Газ­не­ви­дов и Сель­джуки­дов; в воз­рас­те ок. 40 лет пе­ре­жил ду­хов­ный кри­зис, ос­та­вил двор, при­нял ис­маи­лизм (см. Ис­маи­ли­ты). В 1045–52 Н. Х. со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие по Ближ­не­му Вос­то­ку, па­лом­ни­че­ст­во в Мек­ку и Ие­ру­са­лим. Не­сколь­ко лет про­вёл в Каи­ре, по­лу­чил по­свя­ще­ние в зва­ние худ­жжа­та. По воз­вра­ще­нии на ро­ди­ну про­по­ве­до­вал ис­маи­лизм в Хо­ра­са­не, Ни­ша­пу­ре, Та­ба­ри­ста­не, а так­же в Бал­хе, от­ку­да был из­гнан по об­ви­не­нию в ре­лиг. от­ступ­ни­че­ст­ве и ина­ко­мыс­лии. Ос­та­ток жиз­ни про­вёл в до­ли­не Йом­ган в Ба­дах­ша­не.

Ближ­не­во­сточ­ные впе­чат­ле­ния Н. Х. на­шли от­ра­же­ние в «Кни­ге пу­те­ше­ст­вия» («Са­фар-на­ма»; опубл. в 1881, рус. пер. 1933), в ко­то­рой со­дер­жат­ся под­роб­ные опи­са­ния го­ро­дов, эт­нич. и ре­лиг. со­об­ществ, их обы­ча­ев и ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры, про­во­дит­ся идея тес­ной взаи­мо­свя­зи ре­ли­гии и по­ли­ти­ки на Ближ­нем Вос­то­ке, ут­вер­жда­ет­ся ре­лиг. зна­чи­мость Каи­ра как ме­сто­пре­бы­ва­ния има­ма. Од­ним из пер­вых в Хо­ра­са­не на­чал соз­да­вать ре­лиг. и фи­лос. про­изве­де­ния на перс. яз., за­ло­жив ос­но­вы но­во­пер­сид­ской сло­вес­но­сти. По­эзия Н. Х., про­ник­ну­тая ко­ра­нич. мо­ти­ва­ми, при­зы­ва­ет к по­ис­ку ис­ти­ны, са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­нию и со­стра­да­нию: ди­ван ре­лиг.-фи­лос. ли­ри­ки (ок. 12 тыс. бей­тов; са­мая ран­няя пол­ная ру­ко­пись – 1335; ли­то­гра­фи­ро­ва­на в 1863; изд. в 1928), ди­дак­тич. по­эма в жан­ре мас­на­ви «Кни­га про­свет­ле­ния» («Ро­уша­наи-на­ма», ок. 592 бей­тов, 1070–71; опубл. в 1880), а так­же ди­ван ли­ри­ки на араб. яз. (сохр. во фраг­мен­тах). В сво­ём твор­че­ст­ве осу­ж­дал лесть и ра­бо­ле­пие при­двор­ных по­этов, об­ли­чал жес­то­кость пра­ви­те­лей-сель­джу­ков и кос­ность ду­хо­вен­ст­ва, ог­ра­ни­чи­вав­ше­го раз­ви­тие нау­ки. По­эзия Н. Х. ока­за­ла влия­ние на раз­ви­тие жан­ра ка­сы­ды: Н. Х. за­ме­нил вос­хва­ле­ние пра­ви­те­ля вос­хва­ле­ни­ем пра­вед­ни­ка, обо­га­тил ка­сы­ду афо­ри­стич­но­стью и фи­ло­соф­ско-ди­дак­тич. мо­ти­ва­ми. Н. Х. – пред­ста­ви­тель т. н. фи­лос. те­че­ния ис­маи­лиз­ма, ав­тор ре­лиг.-фи­лос. трак­та­тов: «Пу­те­вой при­пас пут­ни­ков» («Зад аль-му­са­фи­рин», 1061; изд. в 1923) – эн­цик­ло­пе­дич. сво­да ис­маи­лит­ской фи­ло­со­фии, «Лик ве­ры» («Ваджх-и дин», 1061; сохр. в ру­ко­пи­си 1523; изд. в 1924), «Свод двух муд­ро­стей» («Джа­ми ал-хик­ма­тайн», 1070; изд. в 1953), «Тра­пе­за брать­ев» («Хан аль-их­ван», по­сле 1071; изд. в 1940), «Рас­кры­тие и ос­во­бо­ж­де­ние» («Гу­ша­иш ва ра­ха­иш», по­сле 1070; изд. в 1950), в цен­тре ко­то­рых – идея дос­ти­же­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го спа­се­ния че­рез по­зна­ние ис­ти­ны под ру­ко­во­дством учи­те­ля, има­ма. Раз­ра­бо­тал уче­ние о по­зна­ват. свой­ст­вах ре­чи как про­яв­ле­нии ра­цио­наль­ной при­ро­ды ду­ши и ори­ги­наль­ную кон­цеп­цию про­по­ве­ди ре­лиг. уче­ния в по­этич. фор­ме.

Соч.: Ли­ри­ка. М., 1979; Собр. соч.: В 2 т. Душ., 1991 (на тадж. яз.).

Лит.: Бер­тельс А. Е. На­сир-и Хос­ров и ис­маи­лизм. М., 1959; Ашу­ров Г. А. Фи­ло­соф­ские взгля­ды Но­си­ри Хис­ра­ва. Душ., 1965; Араб­зо­да Н. Мир идей и раз­мыш­ле­ний Но­си­ра Хус­ра­ва. Душ., 2003; До­ды­ху­дое­ва Л. Р., Рейс­нер М. Л. По­эти­че­ский язык как сред­ст­во про­по­ве­ди: кон­цеп­ция «Бла­го­го Сло­ва» в твор­че­ст­ве На­си­ра Хус­ра­ва. М., 2007.

Вернуться к началу