НАСИ́Р ХУСРА́В
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАСИ́Р ХУСРА́В (Насир Хосров Абу Муин аль-Кубадияни аль-Марвази) [1004, с. Кубадиян, близ г. Балх, Хорасан – после 1072 (предположительно в 1088), с. Йомган, Бадахшан; похоронен в мавзолее в с. Джирм, близ г. Файзабад, Афганистан], тадж. и перс. поэт, философ, религ. деятель. В молодости служил при дворе Газневидов и Сельджукидов; в возрасте ок. 40 лет пережил духовный кризис, оставил двор, принял исмаилизм (см. Исмаилиты). В 1045–52 Н. Х. совершил путешествие по Ближнему Востоку, паломничество в Мекку и Иерусалим. Несколько лет провёл в Каире, получил посвящение в звание худжжата. По возвращении на родину проповедовал исмаилизм в Хорасане, Нишапуре, Табаристане, а также в Балхе, откуда был изгнан по обвинению в религ. отступничестве и инакомыслии. Остаток жизни провёл в долине Йомган в Бадахшане.
Ближневосточные впечатления Н. Х. нашли отражение в «Книге путешествия» («Сафар-нама»; опубл. в 1881, рус. пер. 1933), в которой содержатся подробные описания городов, этнич. и религ. сообществ, их обычаев и материальной культуры, проводится идея тесной взаимосвязи религии и политики на Ближнем Востоке, утверждается религ. значимость Каира как местопребывания имама. Одним из первых в Хорасане начал создавать религ. и филос. произведения на перс. яз., заложив основы новоперсидской словесности. Поэзия Н. Х., проникнутая коранич. мотивами, призывает к поиску истины, самосовершенствованию и состраданию: диван религ.-филос. лирики (ок. 12 тыс. бейтов; самая ранняя полная рукопись – 1335; литографирована в 1863; изд. в 1928), дидактич. поэма в жанре маснави «Книга просветления» («Роушанаи-нама», ок. 592 бейтов, 1070–71; опубл. в 1880), а также диван лирики на араб. яз. (сохр. во фрагментах). В своём творчестве осуждал лесть и раболепие придворных поэтов, обличал жестокость правителей-сельджуков и косность духовенства, ограничивавшего развитие науки. Поэзия Н. Х. оказала влияние на развитие жанра касыды: Н. Х. заменил восхваление правителя восхвалением праведника, обогатил касыду афористичностью и философско-дидактич. мотивами. Н. Х. – представитель т. н. филос. течения исмаилизма, автор религ.-филос. трактатов: «Путевой припас путников» («Зад аль-мусафирин», 1061; изд. в 1923) – энциклопедич. свода исмаилитской философии, «Лик веры» («Ваджх-и дин», 1061; сохр. в рукописи 1523; изд. в 1924), «Свод двух мудростей» («Джами ал-хикматайн», 1070; изд. в 1953), «Трапеза братьев» («Хан аль-ихван», после 1071; изд. в 1940), «Раскрытие и освобождение» («Гушаиш ва рахаиш», после 1070; изд. в 1950), в центре которых – идея достижения индивидуального спасения через познание истины под руководством учителя, имама. Разработал учение о познават. свойствах речи как проявлении рациональной природы души и оригинальную концепцию проповеди религ. учения в поэтич. форме.