НАРО́ДНАЯ КНИ́ГА
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАРО́ДНАЯ КНИ́ГА (нем. Volksbuch, франц. livre populaire), особый тип низовой, простонародной литературы, возникший с изобретением книгопечатания в сер. 15 в. в Германии и Франции, а также в Нидерландах и Испании; примыкает к лубочной литературе. Термин «Н. к.» предложил Й. Гёррес, который в работе «Немецкие народные книги» (1807) впервые описал издания подобного рода. В основе подавляющего большинства Н. к., как правило анонимных, – позднесредневековые прозаич. переработки рыцарских романов и жест, обогащённые ср.-век. легендами, мотивами, почерпнутыми из сказок, шванков, фабльо. Среди наиболее ранних Н. к. – нем. «Прекрасная Мелузина» (1456), «Тристан и Изольда» (1484); франц. «Пётр Прованский» (ок. 1480; его более известный нем. вариант – «Прекрасная Магелона», 1535), «Валентин и Орсон» (1489), «Четверо сыновей Аймона» (между 1483 и 1485). Широкое распространение Н. к. получили в 16 в.: немецкие – «Фортунат» (1509; предполагаемый автор – Б. Цинк); «Занимательная книга о Тиле Уленшпигеле» (1515; предполагаемый автор – Г. Боте), к сюжету которой обращались Г. Сакс, И. Фишарт, Ш. Де Костер; «История о докторе Фаусте» (1587), вдохновлявшая К. Марло и И. В. Гёте; «Шильдбюргеры» (1598); французские – «Великие хроники Гаргантюа» (1532), использованные Ф. Рабле, и др. Жанрово-стилистич. особенности Н. к. – простота языка, занимательность сюжета, повторяемость ситуаций, разделение текста на самостоят. эпизоды – во многом предвосхитили характерные черты массовой литературы; персонажи отд. книг приобрели архетипич. характер: Роберт Дьявол (одноим. франц. Н. к., 1496; опера Дж. Мейербера, 1831), Фауст и др. В Н. к. было множество гравюр, они отличались низким полиграфич. качеством и обилием опечаток. Отд. издания продолжали выходить до кон. 18 в.