НАЙДЁНОВ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАЙДЁНОВ (псевд.; наст. фам. Алексеев) Сергей Александрович [14(26).9.1868, Казань – 5.12.1922, Ялта], рус. драматург, театральный деятель. Из богатой купеч. семьи. Окончил Музыкально-драматич. уч-ще при Моск. филармонич. об-ве (1889). До 1893 служил актёром в провинц. театрах (сценич. псевд. Рогожин). Затем примкнул к толстовцам, принимал участие в работе земледельч. колонии близ Уфы. С 1900 жил в Москве. В 1909 больной туберкулёзом Н. переехал в Ялту, где выступил одним из учредителей Рос. об-ва по изучению Крыма, организовал драматич. труппу.
Известность Н. принесла его первая пьеса «Дети Ванюшина» (1901, 2-я ред. – 1907; экранизации 1915, 1974), в которой тема разложения купеч. уклада показана через конфликт отцов и детей. Н. был знаком с М. Горьким, А. П. Чеховым, И. А. Буниным; участвовал в собраниях «Московской лит. среды» Н. Д. Телешова; публиковался в сб-ках товарищества «Знание». Для пьес Н., отразивших влияние Чехова и европ. «новой драмы» рубежа 19–20 вв., характерно сочетание психологич. напряжённости и антимещанского пафоса с мелодраматизмом (безответная влюблённость, семейный скандал, самоубийство). В центре большинства произведений дореволюц. периода – судьба женщины в буржуазном обществе: пьесы «Авдотьина жизнь» (пост. в 1904, опубл. в 1905), «Хорошенькая», «Стены» (обе пост. в 1907), «Роман тёти Ани» (пост. в 1912), «Работница» (пост. в 1915). В пьесах «Блудный сын» (др. назв. «Кто он?») и «Богатый человек» (обе 1903) социальные противоречия показаны через внутр. конфликтность и раздвоенность героев. Окт. революцию 1917 Н. воспринял как крушение обывательского мира. В пьесе-хронике «Москва. Сцены из московской жизни» (1928), первой сов. пьесе о Революции 1905–07, – отказ от индивидуально-психологич. линии в пользу массовых патетич. сцен. Патетика ещё более усилена в последней пьесе Н. «Неугасимый свет» (соч. 1922), где революция предстаёт религиозно-мистич. действом.